Педагогический совет«Работа с одаренными детьми: инновации, проблемы, перспективы»
План
проведения педагогического совета
«Работа с одаренными детьми: инновации, проблемы, перспективы»
10.00-10.15 – «Одаренные дети: кто такие и как их найти» - Кубасова Ю.В., педагог-психолог
10.15-10.25 – «Индивидуальный образовательный маршрут – залог успеха в работе с одаренными детьми» - Г.В. Журавлева, учитель начальных классов
10.25-10.40 – «Система работы с одаренными детьми в МАОУ СОШ №1 – «Школа Сколково-Тамбов» - Е.А. Свистунова, заместитель директора по научной и инновационной деятельности
10.45-11.30 – Трансляция опыта работы с одаренными детьми
План
Мастер-классы
«Исследовательская деятельность как способ формирования профессиональных компетенций учащихся» (20 минут) |
Рогозина А.А., учитель химии |
Кабинет 4.11, блок 9 |
«Использование физического практикума для решения исследовательских задач одаренными детьми» (20 минут) |
Корнеев Г.А., учитель физики |
Кабинет 2.37, блок 9 |
«Использование цифровой лаборатории с мультисенсорным регистратором данных Labdisk в работе с одарёнными детьми» (20 минут) |
Белякова И.Ф., учитель биологии |
Кабинет 3.36, блок 9 |
«Приемы мнемотехники при формировании лексических навыков на уроках иностранного языка» (20 минут) |
Штыркова Е.Г., учитель английского языка |
Кабинет 2.28, блок 6 |
«Использование интерактивных карт как способ повышения мотивации учащихся к обучению истории» (20 минут) |
Куликов А.Ю., учитель истории и обществознания |
Кабинет 1.19, блок 1 |
«Виртуальная экскурсия как эффективное средство современного образовательного пространства» (20 минут) |
Королева М.В., учитель русского языка и литературы |
Кабинет 2.19, блок 1 |
«Формирование и развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики» (20 минут) |
Емельянова Г.В., учитель математики |
Кабинет 3.10, блок 3 |
«Технология критического мышления на уроках математики в 8 классе» (20 минут) |
Попова Г.В. учитель математики |
Кабинет 3.6, блок 3 |
Математика. Урок-практикум «Сложение величин» (20 минут) |
Синько С.А., учитель начальных классов |
Кабинет 2.4, блок 4 |
Русский язык. Деловая игра. Заседание редакционного совета газеты «Секреты личных местоимений» (20 минут) |
Познахирина О.И., учитель начальных классов |
Кабинет 2.3, блок 4 |
«Развитие креативного мышления средствами рисования нетрадиционными материалами» (20 минут) |
Бородина О.А., учитель изобразительного искусства |
Кабинет 4.2, блок 6 |
11.35-12.00 – подведение итогов педагогического совета, решение педагогического совета
Мастер-классы
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы начинаем педагогический совет, который будет посвящен работе с одаренными детьми: инновации, проблемы, перспективы.
Цель педагогического совета: создание организационно-педагогических условий для выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей
Задачи педагогического совета:
- Рассмотреть систему работы с одаренными детьми в образовательной организации.
- Познакомиться с педагогическим опытом работы с одаренными детьми.
- Обсудить возможность использования предложенных форм работы в педагогической практике.
Изучив публикации педагогов, психологов, научных работников по материалам СМИ по данной проблеме, можно сделать вывод о том, что одаренность как научная проблема существует более 100 лет, но в последние годы в России происходит активное освоение этого понятия в практической работе педагогов и психологов.
Кто же такие одаренные дети? – раскроет это понятие педагог-психолог Кубасова Ю.В.
и как с ними работать?
Конечно же, глядя на наших детей, мы говорим о том, что каждый ребенок талантлив, нужно только его вовремя заметить, рассмотреть. И младший школьный возраст отличается тем, что является периодом впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости.
Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.
Приглашается содокладчик Журавлева Г.В., которая выстраивает индивидуальный образовательный маршрут в работе с одаренными детьми.
Сегодня в условиях социально-экономического прогресса, определяющего развитие общества, выращивание интеллектуальной элиты, способной к конкуренции стало государственной необходимостью.
В Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию была сформулирована образовательная инициатива «Наша новая школа», одним из направлений которой является организация полноценной и продуктивной работы с одаренными детьми. Здесь акцент делается на развитие творческой среды для выявления одаренных детей; на формирование системы работы с одаренными детьми в образовательных организациях и системы поддержки уже сформировавшихся одаренных личностей.
МАОУ СОШ №1 – «Школа Сколково-Тамбов» – динамично развивающаяся школа, в которой разработаны все необходимые направления для воспитания всесторонне развитой личности, которые, в целом, составляют систему работы с одаренными детьми.
В 2017/2018 учебном году была продолжена работа по реализации программы «Одаренные дети», целью которой является создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
В связи с поставленной целью реализуются следующие задачи программы:
- реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
- создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей;
- изучение факторов целенаправленного психолого-педагогического содействия процессам развития личности, эффективной реализации способностей к неограниченному развитию индивидуальности каждого субъекта педагогического процесса;
- подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми;
- внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации;
- создание банка данных «Одаренные дети», включающего информацию об одаренных детях, об индивидуальных образовательных программах, педагогах, работающих, с одаренными детьми, о научно-педагогической литературе, мониторинга результативности;
- развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности и интересы детей;
- создание и совершенствования механизма взаимодействия с инновационными образовательными учреждениями по работе с одаренными детьми.
В соответствии с вышеуказанной программой «Одаренные дети» в 2017/2018 учебном году было продолжено ведение регионального банка данных «Одаренные дети Тамбовщины». В 2016/2017 учебном году банк прошел корректировку и составил 33 учащихся. По сравнению с прошлым годом количество учеников, входящих в банк одаренных детей увеличилось. В этом учебном году по результатам I полугодия к 33 учащимся прибавились еще 8; итог 41 человек.
В банк данных включены сведения об одарённых детях в возрасте от 7 до 18 лет, о достижениях участия одарённых детей в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях и т.д. регионального, межрегионального, всероссийского и международного уровней.
Банк сформирован в соответствии с конкретными направлениями образовательной деятельности дополнительного образования детей: техническая направленность, естественнонаучная направленность, физкультурно-спортивная направленность, художественная направленность, туристско-краеведческая направленность, социально-педагогическая направленность.
По итогам окончания 2016/2017 учебного года администрация МАОУ СОШ №1 – «Школа Сколково-Тамбов» впервые выдвинула кандидатуры учащихся в лице Рыбинского М. Самохиной А., Чаглей А. на соискание городской единовременной премии имени В.Н. Коваля.
В этом году будет также продолжена работа по данному направлению.
В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения акцент переносится на деятельностный подход в образовательной деятельности, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
Поэтому перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности одаренного ребенка, которая осуществляется педагогами нашей школы в нескольких направлениях:
- Работа по выявлению одаренных детей начинается на уроках. Учителя школы на своих уроках не только закладывают базовые знания по предметам, но и создают условия для развития и проявления детской одаренности. Это достигается за счет использования эффективных образовательных технологий и педагогических приемов и методов на основе индивидуального подхода. Основной прием – индивидуализация заданий. Для эффективной организации работы на этом этапе важно не только иметь богатый инструментарий для формирования у детей базовых предметных знаний. Важно иметь широкий арсенал индивидуальных, нестандартных, творческих заданий или заданий повышенной сложности.
Следует отметить, что в школе работают методически грамотные педагоги, использующие на уроках такие формы и методы работы с одаренными детьми, которые органически сочетаются с формами и методами работы со всеми учащимися, но и в то же время отличаются от них.
Педагоги школы повышают своё педагогическое мастерство в работе с одаренными детьми в рамках деятельности семинаров, конференций:
- Межрегиональная (заочная) научно-практическая конференция «Организация работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования: опыт регионов»: статья «Формирование инновационного образовательного пространства для работы с одаренными детьми в МАОУ СОШ №1 города Тамбова», учитель начальных классов Бирева А.Н., учитель биологии Свистунова Е.А. (ноябрь, 2016).
- Межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы педагогики: от теории к практике»: статья «Проектно-исследовательская технология на уроках литературного чтения в системе Л.В. Занкова», учитель начальных классов Панина О.В.
- Городская научно-практическая конференция «Планета открытий»: эксперт исследовательской деятельности учитель биологии Свистунова Е.А., педагог дополнительного образования Сорокина Л.В.
- VIII Поленовские чтения Международная научно-практическая конференция «Искусство и педагогика-теоретическое и практическое»: статья «Использование проектного метода обучения в преподавании изобразительного искусства», учитель изобразительного искусства Романова М.М.
- III областной слет школьных научных обществ: семинар «Одаренный педагог – одаренному ребенку» - слушатель учитель истории и обществознания Попова Т.И.
Кроме этого, большая работа с одаренными детьми ведется через деятельность теперь уже Центров образования, функционирующих на базе школы. На заседаниях учителя изучают нормативные документы, совершенствуют свое методического мастерство, обмениваются опытом работы с детьми разного уровня воспитанности и обученности, в том числе, и с детьми, проявляющими способности в той или иной области деятельности.
- В школе на всех уровнях образования реализуется система дополнительного образования, включающая в себя разнообразные кружки, лаборатории, клубы и секции по интересам.
Грамотная организация работы дополнительного образования является неотъемлемой составляющей выявления и развития одаренности учащихся, так как способствует решению следующих педагогических задач:
- позволяет учащимся попробовать свои силы в углубленном изучении предмета;
- позволяет учащимся реализовать свой интерес к углубленному изучению предмета;
- формирует круг общения учащихся с общими интересами;
- создается возможность индивидуальной работы учителя с учащимися;
- создается возможность реализовать нестандартные формы обучения, учитывающие индивидуальные способности учащихся.
Очень сложно подготовить и организовать работу кружка или секции таким образом, чтобы он соответствовал ожиданиям всех учащихся, проявивших к нему интерес. Основной принцип, который используется в школе – 50% работы под руководством учителя, 50% - самостоятельной работы учащихся. В итоге, в системе дополнительного образования, занимаются те дети, которым не только интересен учебный предмет, но которые готовы прикладывать усилия, работать, достигать результатов в данном направлении.
Учащиеся, посещающие кружки, активно принимают участие в мероприятиях различного уровня и занимают призовые места.
Особо хочется отметить педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов, которые не жалея своих сил, времени, любящие свою работу помогают детям раскрывать свои таланты: Строкова О.В., Гончарук Л.В., Бурлако Е.А., Сорокина Л.В., Сабат С.А., Глушкин С.Е., Евдокимов А.С., Садилкин А.Ф., Костюченко Л.П.
- Привлечение учащихся к участию во Всероссийской олимпиаде школьников.
Олимпиада – это проверенный способ выявить детей, имеющих выдающиеся способности, дать им мотив и возможности для дальнейшего развития и реализации этих способностей. Возможности, предоставляемые школьникам олимпиадой – это, прежде всего, возможность получить новые знания, определить и развить свои способности и интересы, приобрести самостоятельность мышления и действия, проявить себя, поверить в свои силы.
Классы |
Школьный этап |
Муниципальный этап |
Региональный этап |
|||
Кол-во участников |
Кол-во победителей и призеров |
Кол-во участников (чел.) |
Кол-во победителей и призеров |
Кол-во участников (чел.) |
Кол-во победителей и призеров (чел.) |
|
4 - 11 классы |
885 |
122 |
57 |
13 |
7 |
0 |
На школьном этапе показали хорошие результаты все учителя и их воспитанники 4-10 класс.
На муниципальном этапе победителей и призеров подготовили: Беляева О.П., Емельянова Т.И., Ильичева Н.Н., Шаронова И.С., Познахирина О.И., Гаврилова Н.А.
Региональный этап: Беляева О.П., Емельянова Т.И., Гаврилова Н.А.
Если сравнивать с прошлым учебным годом на школьном этапе:
- число участников в прошлом году составило 266 человек;
- число победителей 31 человек;
- число призеров 21 человек;
- число участников муниципального этапа 15 человек;
- результативность муниципального этапа – 4 призера по основам православной культуры (Хомуткова О.В., Гаврилова Н.А.). Впервые приняли участие в региональном этапе олимпиады по ОПК – участник.
- Привлечение учащихся к участию в интеллектуальных и интерактивных играх, конкурсах, фестивалях, смотрах, спортивных соревнованиях и т.д. приводит к выявлению творческих, интеллектуальных, спортивных детей, которые впоследствии занимают призовые места в той или иной области научных знаний. Такое формальное признание высоких результатов является важным фактором формирования мотивации учащихся к дальнейшему развитию собственных способностей. Достигнув определенного успеха, ученик с большим желанием посещает дополнительные занятия по предмету, занимается самостоятельно, стремится к дальнейшим результатам.
Большая работа в этом направлении проводится всеми учителя школы.
Ежегодно в рамках системы работы с одаренными детьми на базе школы проводятся следующие традиционные мероприятия: интеллектуальные конкурсы, спортивные праздники, предметные недели, школьные олимпиады, летние и зимние сессии проектной мастерской «Открытие», городская неделя экологии «Сохраним свое завтра», областная акция «Дни защиты от экологической опасности» и др.
Следует отметить, что возросла численность обучающихся, которые принимают участие в Международных, Всероссийских заочных олимпиадах и интеллектуальных дистанционных конкурсах. Цифры превышают показатели прошлого учебного года в 2 раза. В этом учебном году активность участия также продолжает расти.
- В работе любого педагога с одаренными детьми акцент переносится на формировании у них способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Раскрытие этих свойств личности одаренного школьника в полной мере происходит при осуществлении научно-исследовательской деятельности, которая, в настоящее время, стала неотъемлемой частью образования. Не случайно в Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается «участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы…творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение творческих работ, проектов…создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий».
Научно-исследовательская деятельность нашла свое отражение в работе школьного научного общества учащихся «Сколково-Тамбов», созданного в 2016/2017 учебном году.
В настоящее время работа научного общества ведется в 13 секциях, в которых занимается 72 человека. У каждого педагога, работающего в своем направлении, имеется план работы секции: сформулированы цель и задачи работы, определены основные направления и формы работы секции, список членов секции.
В течение учебного года в рамках работы НОУ ведется плановая работа с одаренными детьми. С этой целью:
- проводится слет активистов с целью планирования предстоящих мероприятий;
- рассматриваются этапы создания научной работы (определение темы, выдвижение гипотезы, постановка цели и задач работы, обоснование актуальности выбранной темы, составление плана работы, определение методов, анализ результатов, их оформление и формулировка выводов);
- проводятся занятия по изучению методики анализа научно-методической литературы по выбранной теме работы;
- проводятся мероприятия интеллектуальной и творческой направленности.
Особо хочется отметить работу руководителей центров образования Вихляеву С.Н., Беляеву О.П., Тарасову О.А., Емельянову Т.И., Рожкову Н.В., Романову М.М., Юрьеву Е.А., Корнеева Г.А., педагогов и их воспитанников, которые приняли активное участие в мероприятиях, имеющих прямое отношение к научной деятельности: Всероссийская акция «Мир науки и техники», «Виват, наука!», Школьная неделя науки, в рамках которых было проведено свыше 40 творческих, интеллектуальных мероприятий.
Хочется поблагодарить:
- Вихляеву С.Н. и педагогов центра за количество и разноплановость проведенных мероприятий
- Беляеву О.П. и педагогов центра за массовость участников и креативность проведенных мероприятий
- Тарасову О.А., Романову М.М. и педагогов центра за инновационный подход к проведенным мероприятиям (предложили новые формы участия в акциях)
- Емельянову Т.И., Рожкову Н.В., Юрьеву Е.А., Корнеева Г.А. и педагогов центра за творческий подход к проведенным мероприятиям
- особо отметить работу Мироновой О.Ю., которая воплотила в жизнь идею создания школьной газеты «Вестник Сколково». Первый номер интернет-газеты вышел в январе. Готовится 2 номер за февраль.
А также Коновалову Д.В. за помощь в оформлении газеты.
Результатом активной и плодотворной работы НОУ «Сколково-Тамбов» являются победы учащихся в конкурсах и научно-практических конференциях международного, всероссийского, регионального и муниципального уровней
Опыт работы НОУ «Сколково-Тамбов» неоднократно был представлен на муниципальных и региональных мероприятиях:
- репортажи на телевидении «Олимп», «Вести-Тамбов», «Новый век», «ТГУ ТВ»
- Муниципальный этап Всероссийской акции «Виват, наука!» в образовательных организациях, подведомственных комитету образования администрации города Тамбова - 2 место (март, 2017);
- Региональный этап Всероссийской акции «Виват, наука!» - специальный диплом (март, 2017).
12 марта опыт работы НОУ будет представлен на областных чтениях имени Вернадского.
Следует отметить, что число школьников, желающих заниматься научно-исследовательской деятельностью в рамках научного общества «Сколково-Тамбов», увеличивается. Темы и содержание научных работ, разработанных ими под руководством преподавателей, становятся все актуальнее, серьезнее и грамотнее (67 работ представили наши учащиеся, среди которых информационные проекты, научно-исследовательские, проектно-исследовательские и др).
- Для развития познавательной деятельности, расширения кругозора, потребности головного мозга в нестандартном решении интеллектуальных задач организован клуб «Что? Где? Когда?» для учащихся школы.
В 2016/2017 учебном году команда школы «Радуга» (капитан Кузнецов К.) второй год участвует в муниципальном этапе областного синхронного турнира по интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» среди школьных команд Тамбовской области «Интеллект-наследие» и занимает призовые места. Прошлый учебный год не стал исключением: 2 место.
В этом учебном году команда школы «Сколково 1» под руководством Емельяновой Т.И. показала хорошие результаты в командной игре «Интеллект-наследие» и «Весенний бриз». Работу только начали и нам есть, к чему стремиться.
Таким образом, работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».
Следующим этапом нашего педагогического совета является трансляция опыта по работе с одаренными детьми учителями в виде мастер-классов, практикумов, деловых игр.
После посещения 2-х мероприятий мы встречаемся с Вами в актовом зале на обсуждение.
В ходе реализации программы «Одаренные дети» остались нерешенными следующие проблемы:
- отсутствие целенаправленной работы, направленной на изучение контингента учащихся школы с целью выявления одаренных детей, анализа информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития (диагностическая составляющая);
- отсутствие у учителей-предметников системы подготовки учащихся к различным этапам всероссийской олимпиады школьников, предметным конкурсам;
- отсутствие банка информационно-методических материалов в целях повышения психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности;
- отсутствие необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.
Проект решения педагогического совета (выстраивание нашего алгоритма действий):
- психологической службе ежегодно проводить диагностику по изучению способностей обучающихся и систематически анализировать результативность их развития (Кубасовой Ю.В. к июню необходимо подобрать методики по выявлению одаренных детей)
- учителям-предметникам и классным руководителям в свою очередь наряду с психологом проводить целенаправленное наблюдение за учебной и внеурочной деятельностью школьников для выявления детей, имеющих склонность к какому-либо роду деятельности и показывающих высокую результативность в различных предметных областях
- учителям-предметникам привлекать для работы родителей, выявленных одаренных детей (это может быть совместная практическая деятельность, консультации)
- руководителям Центров, совместно с учителями-предметниками, создать банк олимпиадных заданий школьного, муниципального, регионального и всероссийского этапов ВОШ для подготовки учащихся к олимпиадам (создаем банк начиная с 2010 года в срок до 1 сентября, но в марте на ближайшей встрече мы обсудим, на каком этапе находится данная работа)
- а дальше учителям-предметникам необходимо включать в образовательную деятельность упражнения и задания на развитие логического мышления, воображения, решение нестандартных, творческих задач (в рамках урока, внеурочной деятельности, дополнительного образования, консультаций)
- но прежде чем включать эти задания учителям-предметникам необходимо проработать задания, которые предлагались учащимся на олимпиадах прошлых лет, рассмотреть ошибки, сложные моменты, чтобы на следующий год по данным вопросам у учащихся было меньше затруднений. (учащийся должен быть хорошо подготовлен в трех компонентах: теоретическом, практическом и творческом. Недоработка даже в одном их перечисленных компонентов не позволит стать призером олимпиады)
- а дальше учителям-предметникам необходимо обеспечить регулярные (в течение всего учебного года) занятия по решению заданий повышенного уровня сложности, изучению методов решения таких заданий (поскольку олимпиадные задания содержат множество «подводных камней», лишающих даже талантливых участников «драгоценных» баллов)
- но начать подготовку к олимпиаде необходимо с начальной школы (зная о том, что ребенок хорошо знает математику и показывает хорошие результаты, учитель начальных классов сможет составить индивидуальный образовательный маршрут ребенка, а учитель-предметник с 5 класса сможет его вести в данной предметной области, т.е. должна быть налажена система преемственности на всех уровнях образования, только после этого мы сможем говорить о системе работы с одаренными детьми). Каждого ребенка олимпиадника мы должны знать поименно.
- заместителю директора Свистуновой Е.А. и руководителям Центров провести содержательный анализ результатов всех этапов всероссийской олимпиады школьников по выявлению причин и устранению типичных ошибок при подготовке к олимпиаде (до 1 мая).
- заместителю директора Поповой О.А. составить план-график прохождения курсовой подготовки, с целью овладения новыми педагогическими технологиями выявления и развития одаренности.
Кто за принятие данных решений…против… воздержался…
Стенограмма
часть №1
часть №2
Педагогический совет«Система работы с одаренными детьми в МАОУ СОШ №1 - «ШКОЛА СКОЛКОВО-ТАМБОВ»» 2020 г.
Часть №1
Часть №2
Часть №3
Педагогический совет«Современные подходы в работе с одаренными детьми в МАОУ СОШ №1 - «ШКОЛА СКОЛКОВО-ТАМБОВ»» 2021 г.
. |