Тестирование – одна из традиционных форм оценивания. В условиях ди- станционного обучения роль этой формы возрастает многократно. On-line сер- висов для организации тестирования достаточное количество. Приводим при- меры некоторых из них.
Google-формы можно применять в формате опроса или теста. Настройки Google-форм позволяют ученику после ответа на тест сразу увидеть, на какие вопросы он ответил правильно, а где допустил ошибки. У учителя в руках при этом оказывается подробная аналитика: он видит, какие задания вызвали за- труднения, какие неправильные ответы чаще всего выбирались, как справился каждый из учеников. В формате автопроверки можно создавать вопросы с еди- ничным и множественным выбором и с кратким ответом (причем ответ должен быть однозначным, варианты не допускаются). Можно добавить задания с раз- вернутым ответом, ответы также попадут при этом к учителю, но вот ученик сможет получить ответ, правильно ли он размышлял, только после проверки педагогом. Может в формах Google быть добавленным и просто текст, а значит, можно включать информационные блоки.
При этом учитель получит сводку ответов с подробной аналитикой в це- лом по классу, а также ответы, данные каждым конкретным учеником. Google предложит учителю создать таблицу, в которой будут собираться все ответы.
В Microsoft Forms можно быстро назначать оценки за ответы на вопросы и предоставлять обучающимся отзывы различными способами. Можно экспор- тировать результаты тестов в Microsoft Excel для более глубокого анализа и по- строения диаграмм, а также удалить или распечатать все ответы. Имеются во- просы типа: «Рейтинг» и «Шкала Лайкерта». Microsoft Forms также включает функциональные инструменты для анализа в режиме реального времени, кото- рые позволяют педагогу получить сводную информацию, просмотреть резуль- таты отдельных обучаемых и опубликовать результаты для ознакомления.
На бесплатном тарифе можно создать три активные анкеты не более 10 вопросов каждая и получить на одну анкету до 50 ответов. После сбора ответов можно убрать анкеты в архив и создать новые.
https://quizizz.com
Конструктор тестов, поддерживающих ввод математических формул, ин- теграцию изображений и аудиофайлов, использование библиотеки уже создан- ных сообществом тестов.
Русскоязычный простой конструктор, который можно использовать в обу- чении, он бесплатен и не содержит рекламы. Чтобы создавать тесты, нужно зарегистрироваться как преподаватель. При желании готовый тест можно встроить у себя на сайте или пригласить участников пройти тестирование на сервисе, скинув им ссылку.
- Сервисы и инструменты для оценивания письменных работ
В условиях дистанционного формата обучения роль письменных работ увеличивается многократно. Письменные работы становятся основным сред- ством обратной связи для учителя. Это могут быть упражнения из учебников; задания, предлагаемые на образовательных платформах; интерактивные рабо- чие листы, подготовленные учителем; контрольные работы и практические за- дания, отправленные обучающимся по электронной почте или размещенные на сайте школы (учителя); отчеты по лабораторным работам, выполненным в до- машних условиях; рефераты, доклады и многое другое.
Самым простыми вариантами предоставления выполненных письменных работ учителю является пересылка по электронной почте. Это могут быть от- сканированные рукописные тексты; тексты, набранные в текстовых редакторах; задания, выполненные на основе шаблонов, предоставленных учителем и др. Но назвать такой способ удобным для учителя и обучающихся нельзя, особен- но, если учитель ведет занятия в нескольких классах и объем пересылаемых за- даний значительный. Одним из вариантов упрощения взаимодействия является использование облачных хранилищ.
Облачные хранилища, как место для размещения заданий, выполненных работ и результатов оценивания
Облачные хранилища данных: Dropbox (https://www.dropbox.com), Обла- ко Mail.ru (https://cloud.mail.ru), Яндекс.Диск (
https://disk.yandex.ru) позволяют пользователям загружать и хранить файлы на серверах, распределенных в сети, и предоставлять их в доступ другим пользователям.
Преимущества облачного хранения – возможность доступа к ресурсам с любого мобильного устройства. Dropbox предоставляет бесплатно 2 ГБ про- странства, Облако Mail.ru – 25 ГБ, Яндекс.Диск – 3 ГБ первоначально и до 20 ГБ можно получить в качестве бонусов за участие в различных акциях. Во всех случаях объем дискового пространства можно существенно расширить за счет платных услуг. Поддерживается несколько десятков типов файлов.
Облачные хранилища Google Drive (https://drive.google.com/drive) и Microsoft OneDrive (
https://onedrive.live.com) помимо хранения и обмена файла- ми позволяют работать с документами коллективно, редактируя их непосред- ственно в браузере. OneDrive поддерживает Office Online – веб-версию Microsoft Office, поэтому здесь можно загружать, создавать, редактировать файлы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint и Microsoft OneNote, OneDrive и хранить до 15 ГБ информации.
Общий доступ и совместное редактирование поддерживает и облачное хранилище компании Google. Набор офисных приложений обеспечивает работу с текстовыми документами, электронными таблицами, презентациями, изобра- жениями, веб-формами и другими типами файлов. На диске можно хранить также аудио- и видеофайлы, файлы в формате PDF.
Учитель может использовать облачные хранилища, как для размещения собственных заданий, так и для размещения выполненных работ обучающихся с результатами их оценивания.
Использование документов совместного редактирования
Возможности индивидуальной и коллективной работы над документами, таблицами, презентациями, формами (опросами) предоставляют документы Google (https://docs.google.com). Если обучающийся предоставил письменную работу, как Google-документ, Google-таблицу, Google-презентацию, Google- рисунок с правами комментирования, то учитель имеет возможность проком- ментировать (оценить) выполнение задания «на полях» документа (например, указать на грамматические ошибки в сочинении).
Интерактивные рабочие листы
Интерактивный рабочий лист – электронный ресурс, созданный учителем с помощью документов совместного редактирования для самостоятельной ра- боты обучающихся индивидуально или совместно. Возможности по созданию интерактивных рабочих листов предоставляют документы Google и Microsoft Office Online.
Технология использования интерактивного рабочего листа:
- Учитель создает и публикует интерактивный рабочий лист в средеэлектронного обучения (ссылкой или вставляя в страницу кодом).
- Учитель также дополнительно создает копию этого листа для клониро-вания шаблона каждым учеником. Для этого в настройках совместного доступа устанавливается возможность редактирования для любого пользователя, обла- дающего ссылкой.
- Обучающийся переименовывает клонированный лист и может его ви-доизменять и редактировать его (выполнять задание).
- После выполнения задания ученик публикует свой рабочий лист с по-мощью URL-адреса в среде электронного обучения (сайте/блоге), предъявляя таким образом другим свою работу.
Отличные возможности по созданию интерактивных рабочих листов имеются у Google-форм. В них можно встраивать изображения и видеоролики, к которым добавлять вопросы и задания. Примеры интерактивных рабочих ли- стов на основе Google-форм:
Для создания интерактивных рабочих листов имеются также специальные сервисы. Например, https://app.wizer.me. Здесь можно создавать свои ресурсы или взять работы, подготовленные другими педагогами. Для второго пути есть
меню, где ресурсы разбиты по предметам, и опция «Воспользоваться этим ра- бочим листом», копирующая его в ваш личный кабинет. При создании нового интерактивного листа, встраиваем в него видео, добавляем задания разного ти- па (с выбором ответа и открытые, на установление соответствия, заполнение пропусков или классификацию и т.д.). Примеры интерактивных рабочих листов на основе https://app.wizer.me:
- Сервисы и инструменты для оценивания устных опросов
Осуществлять устные опросы в условиях дистанционного формата обу- чения значительно сложнее, чем организовать обратную связь через письмен- ные сообщения. Но есть предметы, где без такой формы оценивания обойтись очень сложно. Это, прежде всего, иностранные языки. И здесь на помощь могут прийти сервисы для on-line встреч с обучающимися.
Сервис для организации онлайн-обучения. Создается класс, к которому подключаются обучающиеся (они должны создать в этой среде аккаунт). Здесь можно вести общение, публиковать задания и объявления. И можно проводить онлайн-встречи. В бесплатной версии только 10 участников могут подключить- ся к курсу и к видео встрече.
Система проведения видеоконференций, предоставляющая возможность записи и публикации материалов вебинара на
https://www.youtube.com.
Сервис для проведения видеоконференций. У учителя должен быть акка- унт Skype. Для обучающихся наличие аккаунта необязательно. Учитель создает
«собрание», отправляет ссылку на него обучающимся. Обучающиеся могут общаться в чате или присоединиться к видеозвонку и общаться голосом.
- Сервисы и инструменты для оценивания проектной деятельности
При организации оценивания проектной деятельности обучающихся, прежде всего необходимо использовать стратегии формирующего оценивания, позволяющие выявить первоначальный опыт обучающихся; стимулировать са- мостоятельность и сотрудничество; осуществлять мониторинг прогресса; орга- низовать проверку понимания. Итоговое оценивание в проекте тоже крайне важно. И, речь, идет, прежде всего, об оценивании продуктов проектной дея- тельности.
Для оценивания потребностей и интересов обучающихся наиболее часто педагоги обращаются к таким инструментам оценивания, как таблица «Знаю – Интересуюсь – Узнал» (З-И-У), «мозговые штурмы», графические планиров- щики, входное анкетирование.
Возможно использование следующих сервисов:
Инструмент оценивания
|
Сервис
|
Таблицы типа «Знаю – Инте-
ресуюсь – Узнал»
|
документы Google, Microsoft Excel online,
Microsoft Word online
|
«Мозговые штурмы»
|
Google-таблицы, Microsoft Excel online,
online интерактивные доски
|
Входное анкетирование
|
Google-анкеты, Microsoft формы
|
Графические планировщики
|
Online ментальные карты
|
Важным является применение стратегии развития самостоятельности и со- трудничества. Актуальность применения данной стратегии формирующего оценивания объясняется, прежде всего, требованиями ФГОС к образователь- ным результатам обучающихся, которые включают такие регулятивные уни- версальные учебные действия:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить иформулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений иосуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности и др.
Возможно использование следующих инструментов и сервисов:
Инструмент оценивания
|
Сервис
|
Календари для планирова-
ния деятельности
|
on-line -календари: Google-календарь, Out-
look
|
Диаграммы Ганта, «доски
задач», и другие инструмен- ты управления проектами
|
https://www.smartsheet.com,
https://www.symphonical.com, https://teamer.ru, https://trello.com/
|
Сетевые обсуждения
|
Блоги: https://www.blogger.com, https://ru.wordpress.org/ https://www.tumblr.com/
Форумы: https://www.ucoz.ru/, https://www.forum2x2.ru/, https://www.vbulletin.com/en/
Видеочаты: https://hangouts.google.com, https://www.skype.com, https://zoom.us, https://discordapp.com/
Сообщества: https://vk.com, https://ok.me
|
Листы самооценивания и взаимоценивания
|
Google-формы, Google-документы, Google- таблицы, Microsoft Excel online, Microsoft
Word online, Microsoft формы
|
При использовании стратегии мониторинга прогресса используются та- кие инструменты как отчеты, журналы, дневники, беседы и т.п. И в этом случае эффективными сетевыми инструментами оценивания являются on-line журна- лы, on-line календари, on-line графические планировщики и др.
Очень важно грамотное применение в организации проектной деятельности стратегии проверки понимания. Использование этой стратегии способствует формированию таких важных УУД, как владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. При использовании данной стратегии можно предложить проведении рефлексии с помощью блогов; анализ
собственного вклада обучающихся в работу группы, оценку навыков сотрудничества с помощью on-line опросов; ведение сетевых порфтолио, их анализ.
Для итогового оценивания используется стратегия демонстрации пони- мания. Как правило, реализация данной стратегии оценивания связана с оцен- кой результатов продуктивной деятельности обучающихся (презентацией про- дуктов, созданных в ходе выполнения исследования) или представлением и анализом портфолио, демонстрирующим прогресс и достижения школьника.
При организации оценивания продуктов проектной деятельности обуча- ющихся хорошо зарекомендовал себя критериальный подход. Пример оценки продукта проектной деятельности: https://clck.ru/Mgrfb.
- Средства онлайн визуализации для организации деятельности и оценивания достижений обучающихся
Современные Интернет-сервисы предоставляют уникальные возможно- сти для структурирования и визуализации информации. Приемы визуализации помогают поддержать познавательную деятельность, увидеть ранее скрытый смысл, изменить перспективу видения и найти новую точку зрения, увидеть и установить новые связи между событиями и объектами.
В условиях дистанционного обучения эти сервисы могут быть очень по- лезными. Например, вместо заданий на конспектирование каких-либо первоис- точников, подготовки докладов и рефератов обучающимся можно предложить создание кластеров, ментальных карт, лент времени, инфографики, схем «ры- бий скелет», диаграмм Венна, проведение SWOT-анализа и т.п. Для этого име- ется огромное количество полезных, простых в освоении сервисов.
Прием
визуализации
|
Примеры on-line сервисов
|
Варианты использования
|
Кластеры
|
https://bubbl.us/ https://cacoo.com http://www.gliffy.com/
|
Различные классификации, систематизация. Построение графов, деревьев, родослов-
ных
|
Ментальные карты
|
http://www.mindmeister.com/ http://www.mindomo.com/ http://www.mind42.com/ http://popplet.com/
http://www.spiderscribe.net/
|
Смысловое чтение текста, сбор и структурированное представление информации,
«мозговой штурм»
|
Ленты време- ни
|
http://www.timerime.com http://www.timetoast.com/ http://www.tiki-toki.com
|
Создание временно- событийных линеек для представления развития эпох,
событий, личностей
|
Диаграммы Исикавы
|
http://www.classtools.net/educatio n-games-php/fishbone http://www.gliffy.com
https://docs.google.com/drawings
|
Анализ проблем, выявление причинно-следственных свя- зей, структурирование ин-
формации, рефлексия
|
Диаграммы Венна
|
http://www.classtools.net/educatio n-games-php/venn_intro
|
Сравнительный анализ раз-
личных систем, теорий, объ- ектов
|
SWOT-анализ
|
http://www.gliffy.com/swot- analysis/
https://docs.google.com/drawings
|
анализ проблем, различных систем
|
Концептуаль- ная таблица, денотатный
граф
|
http://www.gliffy.com https://cacoo.com https://docs.google.com/drawings
|
Систематизация информации, выявление существенных признаков изучаемых явле-
ний, событий
|
Инфографика
|
http://www.easel.ly/, https://visual.ly/, http://infogr.am/, http://piktochart.com/, https://www.canva.com
|
Сжатие большого объема ин- формации, обобщение, структурирование и система- тизация представляемой ин- формации и т.п.
|
Средства визуализации могут использоваться и как форма оценочных бланков. Примеры критериев оценивания продуктов проектной деятельности, выполненных с помощью on-line средств визуализации: критерии оценивания плаката в виде ментальной карты (
http://goo.gl/XVTwa6), форма самооценива- ния презентации, выполненная с помощью сервиса
https://cacoo.com (https://goo.gl/DOmxbm).
- Сервисы и инструменты для организации рефлексии
Рефлексия собственной деятельности субъекта рассматривается в трех основных формах. Перспективная рефлексия включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе планирования, выборе наибо- лее эффективных способов и приемов достижения поставленной цели.
Ситуативная рефлексия проводится, как правило, в процессе выполнения заданий и предназначена для выявления непосредственной включенности обу- чающегося в проблему или ситуацию, осмысление ее элементов, анализ проис- ходящего в данный момент, т.е. осуществляется рефлексия «здесь и теперь».
Ретроспективная рефлексия, как правило, служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности в конце занятия. Этот вид рефлексивной рабо- ты должен быть направлен на более полное осознание, понимание, обобщение и структурирование полученного опыта. В условиях дистанционного обучения особое место принадлежит ретроспективной рефлексии.
Инструмент рефлексии
|
Сервис
|
Анкетирование
|
Google-анкеты, Microsoft формы
|
Эссе
|
документы Google, Microsoft Word
online
|
Интервью
|
Блоги: https://www.blogger.com, https://ru.wordpress.org/
https://www.tumblr.com/
|
Рефлексия с использованием при- емов технологии критического мышления (рефлексивный экран, таблица «Плюс, минус, интерес- но», «Шесть шляп мышления»,
сочинение синквейнов)
|
документы Google, Microsoft Excel online, Microsoft Word online, online интерактивные доски
|
Рефлексия с помощью визуализа-
ции
|
Рисунки Google, on-line средства визу-
ализации
|
Рефлексия на совместной интер- активной доске
|
https://padlet.com http://www.twiddla.com,
http://www.scribblar.com
|
- Портфолио как средство оценивания достижений обучающихся
Одним из эффективных способов организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся и, одновременно, инструментом формирующего оценивания является портфолио. На сегодняшний момент разработчики пред- лагают достаточно большое количество бесплатных конструктов электронных портфолио.
Бесплатный онлайн сервис, который позволит обучающемуся легко само- стоятельно создать красивое электронное портфолио. Разработчики постара- лись учесть все современные требования к структуре портфолио, а также, что- бы он был прост и удобен в использовании.
Информационно-образовательная социальная сеть 4portfolio.ru предна- значена для создания и ведения веб-портфолио. Веб-портфолио на сайте 4portolio.ru – это бесплатный, простой и удобный инструмент для представле- ния успехов и достижений, для творческого и личностного роста, общения, для
обмена полезной информацией, для дистанционного обучения и общения, для расширения электронной информационно-образовательной среды школы. Имеются подробные инструкции по созданию портфолио для обучающихся начальной школы, учеников 5-9 классов, обучающихся старшей школы.
Также портфолио могут быть созданы с помощью конструкторов созда- ния сайтов.
Пожалуй, единственный из сервисов, чьи серверы находятся на террито- рии Российской Федерации. Имеет огромное количество возможностей, в том числе специализированные страницы для разного типа контента (форумы, фо- тоальбомы, новости, каталоги и т.д.), возможность создавать тесты и опросы, элементы геймификации с бейджами, званиями и т.д. Сразу дается 400 Мб дис- кового пространства, в дальнейшем объем растет в зависимости от посещаемо- сти сайта.
Очень удобный сервис компании Google. Особенно функциональной яв- ляется старая версия сайтов, причем пользователь сам может выбирать: исполь- зовать старую или новую версию сайтов Google. Можно использовать готовые варианты дизайна или создать свой с нуля. Сервис предлагает несколько вари- антов разбивки страницы (шаблонов), в том числе новостную ленту. Легко при- крепляются файлы и встраиваются продукты, созданные в приложени- ях Google. Пользователь может создать неограниченное количество сайтов, объем каждого до 100 мегабайт. Сайты сохраняются, пока существует аккаунт пользователя, даже если никто не обращается к ним. Свободны от рекламы.
В конструкторе сайтов Tilda впервые была использована модульная си- стема создания сайта, которую впоследствии стали использовать и другие сер- висы. Блок – это группа элементов, объединенных по смыслу. Смысловые бло- ки, как этажи дома, образуют страницу сайта, чтобы получился логичный рас- сказ.