Документация

Распечатать

Методические рекомендации

для общеобразовательных организаций Тамбовской области

по преподаванию учебного предмета «Обществознание»

в 2019/2020 учебном году

 

  1. Особенности преподавания школьного обществоведческого курса в рамках реализации требований Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание» в Российской Федерации

 

24 декабря 2018 г.  на коллегии  Министерства Просвещения  Российской Федерации была утверждена Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (далее − Концепция). В соответствии с этим документом обществознание как учебный предмет изучает общество как систему и человека как субъекта общественных отношений. Базовые компетенции, которые формируются при изучении обществознания, помогают правильно действовать при решении вопросов, которые связаны с различными аспектами общественной жизни, играют важную роль в формировании личности обучающегося, его гражданской позиции.

В то же время обществознание призвано выполнять функцию интеграции знаний о человеке и обществе, получаемых в рамках изучения курса и других учебных предметов, устанавливать межпредметные связи с другими предметами социально-гуманитарной направленности (историей, литературой, географией) и с реализуемой в общеобразовательных организациях (далее – ОО), программой воспитания и социализации обучающихся. Обществознание как учебный предмет охватывает различные сферы (подсистемы) жизни общества и человека – социальную, духовную, экономическую, политическую и правовую. Концепция нормативно закрепила концентрический подход к построению программ по обществознанию на уровнях основного общего и среднего общего образования, что, в общем, соответствует существующей сейчас модели преподавания и не предполагает (как, например, в случае со школьным курсом истории после принятия Историко-культурного стандарта) кардинальных изменений в сложившейся схеме изучения предмета.

В соответствии с п. 18.3.1 ФГОС основного общего образования (далее – ФГОС ООО, приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897), учебный предмет «Обществознание» входит в обязательную часть учебного плана ОО и преподается с 6 по 9 класс в объеме 1 часа в неделю вне зависимости от режима работы ОО. Вместе с тем, по решению ОО возможно введение обществознания с 5 класса за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений с целью организации пропедевтическое обучение обучающихся основам школьного обществоведческого курса. 

В 10-11 классах изучение учебного предмета «Обществознание» увязывается с тем, перешла ли ОО на ФГОС среднего общего образования (далее – ФГОС СОО, приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413) или продолжает обучение по Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее – ФК ГОС СОО, приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

Если в 2019/2020  учебном году ОО строит образовательный процесс на основе ФК ГОС СОО, то интегрированный учебный предмет «Обществознание» на базовом уровне включает разделы «Экономика» и «Право», которые могут преподаваться как в составе данного предмета (тогда учебный предмет будет называться «Обществознание (включая экономику и право»), так и в качестве самостоятельных учебных предметов. На профильном уровне «Обществознание», «Экономика» и «Право» изучаются как самостоятельные учебные предметы в зависимости от выбранного профиля. Причем обществознание входит в число обязательных общеобразовательных учебных предметов, преподаваемых на ступени среднего общего образования. На базовом уровне в 10 и 11 классах на изучение обществознания выделяется по 2 учебных часа в неделю, на профильном – по 3 часа.

ОО, в 2019/2020 учебном году реализующим в «пилотном режиме» ФГОС СОО, следует учитывать, что обществознание выведено из набора обязательных к изучению предметов и преподается только на базовом уровне из расчета 140 часов на два года. В то же время примерные учебные планы ряда  профилей обучения (например, гуманитарного или универсального) предполагают изучение обществознания.

При этом статистические данные показывают, что от 55 до 60% выпускников 11 классов Тамбовской области ежегодно сдают обществознание в качестве экзамена по выбору. ОО при  формировании профилей целесообразно учитывать запросы обучающихся и их родителей (законных представителей). Необходимое для ориентации обучающихся на предполагаемое продолжение образования и будущую сферу профессиональной деятельности углубление (расширение) изучаемого обществоведческого материала может быть достигнуто за счет включения в учебный план учебных предметов «Экономика» (на базовом уровне – 35 часов на два года обучения, на углубленном – 140 часов) и «Право» (на базовом – 35 часов на два года обучения, на углубленном – 140 часов), а также  факультативных или элективных курсов обществоведческой направленности из перечня, предлагаемого ОО. Кроме того, принцип формирования учебного плана старшей школы, зафиксированный в п. 3.1 Организационного раздела Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, допускает увеличение количества часов, предусматриваемых на изучение отдельных предметов, в том числе учебного предмета «Обществознание». С учетом особенностей и образовательных потребностей конкретных обучающихся ОО вправе реализовывать индивидуальные учебные планы, обеспечивающие освоение образовательной программы среднего общего образования на основе индивидуализации ее содержания.

  1. Рекомендации по формированию рабочих программ по учебному предмету «Обществознание»

 

Как указано в Концепции, главной целью преподавания и изучения обществознания в ОО является формирование гармонично развитой личности, воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, патриотизма, правовой культуры и правосознания, уважения к общепринятым в обществе социальным нормам и моральным ценностям, развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закрепленным в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации, создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе.

Исходя из указанной формулировки, в содержание рабочих программ по обществознанию на уровне основного общего образования необходимо включить ряд элементов, которые ранее могли не находить должного отражения в них, а именно:

− в модуле «Экономика» обучающиеся изучают вопросы, связанные с противодействием коррупции, осваивают основные понятия финансовой грамотности, изучают устройство банковской, налоговой, пенсионной систем, системы страхования; осваивают способы разумного взаимодействия семьи с различными финансовыми институтами, знакомятся с правами потребителя финансовых услуг, учатся их защищать.

− в модуле «Правоведение» стоит акцентировать внимание на изучении отдельных субъективных прав (право собственности, право на труд, права и обязанности детей и родителей, права потребителей и т.д.), способов защиты гражданских прав, структуре правоотношений и их видах.

В целом обучающиеся, успешно освоившие обществознание на уровне основной школы, должны иметь целостное представление об обществе и механизмах его развития, человеке и его жизни в обществе, осознать значение своего статуса как гражданина России, содержание своих прав и обязанностей. Важно сформировать у обучающихся представления о ценности ответственного, грамотного поведения в сфере личных и семейных финансов, в том числе через ведение семейного бюджета.

На уровне среднего общего образования должно происходить закрепление ранее изученного материала и развитие возможностей интерпретации общественных явлений, углубление теоретических представлений об общественных и социальных процессах и усиление способности практического применения полученных знаний. Задачей этого этапа преподавания и изучения обществознания является не только освоение новых знаний, но и развитие способностей самостоятельного получения знаний и их использования в реальных общественных взаимоотношениях.

Поэтому в содержание рабочих программ по обществознанию для 10-11 классов рекомендуется ввести ряд дидактических единиц, отражающих новые линии в преподавании предмета:

− овладевая экономическими знаниями, обучающиеся должны научиться оценивать влияние конкуренции, монополии и коррупции на экономическую жизнь, понимать финансовую грамотность как одну из важнейших компетенций человека и освоить основы управления личными (семейными) финансами, формирования личных сбережений и пенсионных накоплений, в том числе с использованием услуг финансовых организаций, познакомиться с финансовым планированием и понятием финансовых рисков, системой уплаты налогов, осуществлением инвестиций, ролью, функциями и задачами Центрального банка Российской Федерации;

− изучая учебный материал модуля «Правоведение» обучающиеся усваивают знания о взаимосвязи укрепления законности и защиты законных интересов общества и личности; о правах и свободах человека и гражданина; о взаимосвязи между конституционными правами и обязанностями; о применении норм права в практических ситуациях и особенностях их применения в связи с развитием информационных технологий; о деятельности органов исполнительной власти, органов судебной власти и прокуратуры в правоохранительной и правозащитной сферах.

Кроме того, в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.08.2014 г. № 08-1045 в содержание учебного модуля (раздела) по изучению основ бюджетной грамотности в рамках учебных предметов «Обществознание», «Экономика» (базовый уровень) в системе общего образования рекомендуется включить следующие темы:

− в курс обществознания для учащихся 7-9-х классов: «Карманные деньги: за и против», «Бюджет моей семь», «Бюджет государства и семьи», «Государственный бюджет Российской Федерации», «Банковская система России», «Пенсионные программы»;

− в курс обществознания для обучающихся 10-11-х классов: «Электронные деньги», «Бюджетная система Российской Федерации. Доходы и расходы: навыки планирования», «Формирование государственного бюджета в Российской Федерации и его исполнение»;

− в раздел «Муниципальные органы власти: формирование местного бюджета и расходные статьи. Возможности участия граждан в этом процессе» курса экономики для обучающихся 10-11-х классов: «Кредитование: его роль в современной экономике домохозяйств, фирм и государств. Плюсы и минусы (риски) кредитования граждан»;

− в раздел «Семейная экономика» курса экономики для обучающихся 10-11-х классов: «Потребительское кредитование. Ипотечный кредит».

В курсе экономики (углубленный уровень) для обучающихся 10-11-х классов рекомендуется предусмотреть изучение следующих тем: «Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной год и на плановый период»; «Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура денежных расходов»; «Дефицит и профицит государственного бюджета. Способы уменьшения дефицита бюджета государства. Роль государства в контроле за доходами и расходами бюджета»; «Причины и следствия возникновения государственного долга, пути решения»; «Налоговая система Российской Федерации: принципы построения, основные виды налогов и методика их расчетов»; «Региональные, муниципальные бюджеты. Территориальные целевые бюджетные фонды»; «Понятие кредитно-денежной политики. Цели и задачи кредитно-денежной политики. Инструменты кредитно-денежной политики»; «Страхование»; «Операции на открытом рынке. Политика изменения учетной ставки. Нормы обязательных резервов. Политика "дорогих" и "дешевых" денег»; «Социальная политика государства (социальная поддержка граждан)»; «Составление налоговой декларации».

Рабочая программа по обществознанию также разрабатывается с учетом региональных особенностей. Это особенно важно, поскольку в перспективных моделях КИМ для ГИА, заданиях ВПР в рамках учебных предметов, входящих в предметную область «Общественно-научные предметы», все более существенное внимание уделяется региональному, краеведческому компоненту. Варианты реализации содержания региональных особенностей: фрагментарное включение материалов в урок в виде сообщений, практико-ориентированных задач, расчетных задач с производственной направленностью, проектная деятельность, уроки-диспуты, уроки-исследования, экскурсии и др. В частности, в рабочую программу могут быть включены вопросы: герб, флаг, гимн, органы государственной власти Тамбовской области; основные отрасли производства Тамбовской области; роль сельского хозяйства в экономике Тамбовской области; экологическая обстановка и охрана окружающей среды в Тамбовской области; заповедники Тамбовщины; исторические памятники, достопримечательности, выдающиеся уроженцы вашего населенного пункта; культурно-религиозные особенности населения Тамбовщины и т.д. В образовательной деятельности и остальные темы по обществознанию необходимо иллюстрировать посредством привлечения регионального материала, например, публикаций из СМИ, примерами социальной жизни населенного пункта и др.

 

  1. Специфика и особенности выбора УМК по обществознанию

 

Для решения вопроса о дидактическом и методическом обеспечении преподавания обществознания в условиях реализации Концепции необходимо руководствоваться Федеральным перечнем учебников, утвержденным приказом Минпросвещения от 28.12.2018 г. № 345 (ред. от 08.05.2019). Выбор учебно-методического обеспечения осуществляется ОО самостоятельно, исходя из особенностей реализуемых ими образовательных программ основного общего и среднего общего образования и требований Концепции. При этом учителям-предметникам нужно помнить, что в 2020 г. истекает 5-летний срок использования в образовательной деятельности учебников из федерального перечня на 2013/2014 учебный год, исключенных затем федеральным перечнем 2014 г. (см. п. 3 приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»)[1]. Иными словами, 2019/2020 учебный год станет последним, когда указанные учебники можно будет использовать в образовательном процессе. 

С учетом сказанного углубление (расширение) курса обществознания на уровне среднего общего образования в дальнейшем может быть обеспечено за счет использования учителями-предметниками, в дополнение к основному УМК, иных учебников и учебных пособий, выпущенных издательствами, включенными в приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699[2], а также цифровых образовательных ресурсов.

 

Учебники, рекомендованные к использованию при изучении учебных предметов «Обществознание», «Экономика», «Право», согласно приказу Минпросвещения России от 28.12.2018 №345 (ред. от 08.05.2019)

 

Основная школа

Обществознание

Таблица 1

 

Порядковый номер учебника в Федеральном перечне

Автор/авторский коллектив

Класс

Наименование

Издательство

1.2.3.3.1.1

Боголюбов Л.Н.,

Виноградова Н.Ф.,

Городецкая Н.И. и др.

6

Обществознание

АО "Издательство "Просвещение"

1.2.3.3.1.2

Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Городецкая Н.И. и др.

7

Обществознание

АО "Издательство "Просвещение"

1.2.3.3.1.3

Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Городецкая Н.И. и др.

8

Обществознание

АО "Издательство "Просвещение"

1.2.3.3.1.4

Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др.

9

Обществознание

АО "Издательство "Просвещение"

1.2.3.3.2.1

Котова О.А.,

Лискова Т.Е.

6

Обществознание. Серия «Сферы»

АО "Издательство "Просвещение"

1.2.3.3.2.2

Котова О.А.,

Лискова Т.Е.

7

Обществознание

Серия «Сферы»

АО "Издательство "Просвещение"

1.2.3.3.2.3

Котова О.А.,

Лискова Т.Е.

8

Обществознание

Серия «Сферы»

АО "Издательство "Просвещение"

1.2.3.3.2.4

Котова О.А.,

Лискова Т.Е.

9

Обществознание

Серия «Сферы»

АО "Издательство "Просвещение"

1.2.3.3.3.1

Петрунин Ю.Ю., Логунова Л.Б., Рыбакова М.В. и др. Под ред. Никонова В.А.

6

Обществознание

ООО "Русское слово-учебник"

1.2.3.3.3.2

Пушкарева Г.В., Судас Л.Г. и др.

Под ред. Никонова В.А.

7

Обществознание

ООО "Русское слово-учебник"

1.2.3.3.3.3

Лексин И.В., Черногор Н.Н.

Под ред. Никонова В.А.

8

Обществознание

ООО "Русское слово-учебник"

1.2.3.3.3.4

Кудина М.В.,

Чурзина И.В.

Под ред. Никонова В.А.

9

Обществознание

ООО "Русское слово-учебник"

 

Старшая школа

Обществознание (базовый уровень)

Таблица 2

 

Порядковый номер учебника в Федеральном перечне

Автор/авторский коллектив

Класс

Наименование

Издательство

1.3.3.9.1.1

Боголюбов Л.Н.,

Лазебникова А.Ю.,

Матвеев А.И. и др./

Под ред. Боголюбова Л.Н.,

Лабезниковой А.Ю.

10

Обществознание (базовый уровень)

АО "Издательство "Просвещение"

1.3.3.9.1.2

Боголюбов Л.Н.,

Городецкая Н.И.,

Лазебникова А.Ю. и др./Под ред. Боголюбова Л.Н.,

Лазебниковой А.Ю.

11

Обществознание (базовый уровень)

АО "Издательство "Просвещение"

1.3.3.9.2.1

Котова О.А., Лискова Т.В.

10

Обществознание (базовый уровень) Серия «Сферы»

АО "Издательство "Просвещение"

1.3.3.9.2.2

Котова О.А., Лискова Г.Е.

11

Обществознание (базовый уровень) Серия «Сферы»

АО "Издательство "Просвещение"

1.3.3.9.3.1

Кудина М.В., Рыбакова М.В., Пушкарева Г.В. и др. Под ред. Никонова В.А.

10 - 11

Обществознание (базовый уровень) (в 2 частях)

ООО "Русское слово-учебник"

1.3.3.9.4.1

Никитин А.Ф.,

Грибанова Г.И.,

Скоробогатько А.В.,

Мартьянов Д.С.

10

Обществознание (базовый уровень)

ООО "ДРОФА"

1.3.3.9.4.2

Никитин А.Ф.,

Грибанова Г.И.,

Мартьянов Д.С.

11

Обществознание (базовый уровень)

ООО "ДРОФА"

1.3.3.9.5.1

Соболева О.Б.,

Барабанов В.В.,

Кошкина С.Г.,

Малявин С.Н./

Под ред. Бордовского Г.А.

10

Обществознание (базовый уровень)

ООО "Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ"

1.3.3.9.5.2

Воронцов А.В.,

Королева Г.Э.,

Наумов С.А.,

Романов К.С./

Под ред. Бордовского Г.А.

11

Обществознание (базовый уровень)

ООО "Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ"

 

Таблица 3

Экономика (базовый уровень)

 

Порядковый номер учебника в Федеральном перечне

Автор/авторский коллектив

Класс

Наименование

Издательство

1.3.3.5.1.1

Автономов В.С.

10 - 11

Экономика (базовый уровень)

Издательство "ВИТА-ПРЕСС"

1.3.3.5.3.1

Киреев А.

10 - 11

Экономика (базовый уровень)

Издательство "ВИТА-ПРЕСС"

1.3.3.5.2.1

Грязнова А.Г.,

Думная Н.Н.,

Карамова О.В.,

Пивоварова М.А.,

Касьянова А.К.,

Колодняя Г.В.,

Юданов А.Ю.,

Успенский В.А.,

Муравьева А.В.,

Тарасенко С.В.,

Будович Ю.И.,

Медведева М.Б.,

Кулакова Т.Ю./Под ред. Грязновой А.Г.,

Думной Н.Н.

10 - 11

Экономика

ООО "Издательство "Интеллект-Центр"

1.3.3.5.4.1

Королева Г.Э.,

Бурмистрова Т.В.

10 - 11

Экономика (базовый уровень)

ООО "Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ"

1.3.3.5.5.1

Хасбулатов Р.И.

10 - 11

Экономика (базовый и углубленный уровни)

ООО "ДРОФА"


Таблица 4

Экономика (углублённый уровень)

 

Порядковый номер учебника в Федеральном перечне

Автор/авторский коллектив

Класс

Наименование

Издательство

1.3.3.6.1.1

Под редакцией Иванова С.И., Линькова А.Я.

10 - 11

Экономика. Основы экономической теории (углубленный уровень)

Издательство "ВИТА-ПРЕСС"

1.3.3.6.2.1

Киреев А.

10 - 11

Экономика (углубленный уровень)

Издательство "ВИТА-ПРЕСС"

 

Таблица 5

Право (базовый и углублённый уровни)

 

Порядковый номер учебника в Федеральном перечне

Автор/авторский коллектив

Класс

Наименование

Издательство

1.3.3.7.1.1

Лосев С.А.

10 - 11

Право (базовый и углубленный уровни)

ООО "Издательство "Интеллект-Центр"

1.3.3.7.2.1

Никитин А.Ф.,

Никитина Т.И.

10 - 11

Право (базовый и углубленный уровни)

ООО "ДРОФА"

1.3.3.7.3.1

Певцова Е.А.

10

Право: основы правовой культуры (базовый и углубленный уровни) (в 2 частях)

ООО "Русское слово-учебник"

1.3.3.7.3.2

Певцова Е.А.

11

Право: основы правовой культуры (базовый и углубленный уровни) (в 2 частях)

ООО "Русское слово-учебник"

 

Таблица 6

Право (углублённый уровень)

 

Порядковый номер учебника в Федеральном перечне

Автор/авторский коллектив

Класс

Наименование

Издательство

1.3.3.8.1.1

Боголюбов Л.Н., Лукашева Е.А., Матвеев А.И. и др./Под ред. Лазебниковой А.Ю., Лукашевой Е.А., Матвеева А.И.

10

Право (углубленный уровень)

АО "Издательство "Просвещение"

1.3.3.8.1.2

Боголюбов Л.Н., Абова Т.Е., Матвеев А.И. и др./Под ред. Лазебниковой А.Ю., Абовой Т.Е., Матвеева А.И.

11

Право (углубленный уровень)

АО "Издательство "Просвещение"

 

Учебники из Федерального перечня,

утвержденного приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253

(ред. от 05.07.2017), которые образовательные организации вправе

в течение трех лет использовать в образовательной деятельности

в случае приобретения их до 28 декабря 2018 г.

 

Основная школа

 

Обществознание

Таблица 7

Порядковый номер учебника в Федеральном перечне

Автор/авторский коллектив

Класс

Наименование

Издательство

1.2.2.3.1.1

Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.

5

Обществознание

Издательство "Просвещение"

1.2.2.3.2.1

Королькова Е.С.

5

Обществознание

Издательство "Академкнига/Учебник"

1.2.2.3.2.2

Королькова Е.С.

6

Обществознание

Издательство "Академкнига/Учебник"

1.2.2.3.2.3

Королькова Е.С., Коваль Т.В.

7

Обществознание

Издательство "Академкнига/Учебник"

1.2.2.3.2.4

Королькова Е.С., Коваль Т.В., Королева Г.Э.

8

Обществознание

Издательство "Академкнига/Учебник"

1.2.2.3.2.5

Королькова Е.С., Коваль Т.В., Королева Г.Э.

9

Обществознание

Издательство "Академкнига/Учебник"

1.2.2.3.3.1

Никитин А.Ф., Никитина Т.И.

5

Обществознание

ДРОФА

1.2.2.3.3.2

Никитин А.Ф., Никитина Т.И.

6

Обществознание

ДРОФА

1.2.2.3.3.3

Никитин А.Ф., Никитина Т.И.

7

Обществознание

ДРОФА

1.2.2.3.3.4

Никитин А.Ф., Никитина Т.И.

8

Обществознание

ДРОФА

1.2.2.3.3.5

Никитин А.Ф., Никитина Т.И.

9

Обществознание

ДРОФА

1.2.2.3.4.1

Соболева О.Б., Иванов О.В. / Под ред. Бордовского Г.А.

5

Обществознание. 5 класс

Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

1.2.2.3.4.2

Барабанов В.В., Насонова И.П. / Под ред. Бордовского Г.А.

6

Обществознание. 6 класс

Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

1.2.2.3.4.3

Соболева О.Б., Корсун Р.П. / Под ред. Бордовского Г.А.

7

Обществознание. Человек в обществе. 7 класс

Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

1.2.2.3.4.4

Соболева О.Б., Чайка В.Н. / Под ред. Бордовского Г.А.

8

Обществознание. Право в жизни человека, общества и государства. 8 класс

Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

1.2.2.3.4.5

Насонова И.П. / Под ред. Бордовского Г.А.

9

Обществознание. Экономика вокруг нас. 9 класс.

Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ

 

Старшая школа

 

Экономика (базовый и углублённый уровни)

Таблица 8

Порядковый номер учебника в Федеральном перечне

Автор/авторский коллектив

Класс

Наименование

Издательство

1.3.3.6.5.1

Липсиц И.В.

10 - 11

Экономика. Учебник для 10, 11 классов. Базовый уровень

Издательство "ВИТА- ПРЕСС"

1.3.3.6.6.1

Хасбулатов Р.И.

10

Экономика. Базовый и углубленный уровни

ДРОФА

1.3.3.6.6.2

Хасбулатов Р.И.

11

Экономика. Базовый и углубленный уровни.

ДРОФА

 

  1. Разработка и реализация рабочих программ по обществознанию

 

П. 6 ч. 3. ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ» устанавливает, что разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательной организации. П.9 ст. 2 указанного нормативного акта говорит, что образовательная программа – это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Иными словами, программы учебных предметов представляют собой неотъемлемую часть основной образовательной программы (далее − ООП) ОО. Поэтому в их разработке принимают непосредственное участие, в том числе и учителя истории и обществознания.

При этом усиливается внимание к выполнению требования интеграции  учебного предмета «Обществознание» с другими учебными предметами и в значительной степени к системной интеграции рабочих программ по обществознанию с содержанием программы воспитания и социализации  учащихся на уровне мероприятий и проектов. В свою очередь, Концепция акцентирует внимание на том, что знания, умения, навыки и компетенции, полученные при изучении обществознания, должны помочь обучающимся научиться правильно действовать при решении вопросов, которые связаны с различными аспектами общественной жизни, играют важную роль в  формировании личности обучающегося, его гражданской позиции.

Учителям-предметникам необходимо обратить внимание, что согласно требованиям и Федерального компонента государственных образовательных стандартов 2004 г., и ФГОС общего образования рабочая программа учебного предмета «Обществознание» должна представлять собой единый документ. Причем педагогам в условиях перехода на ФГОС общего образования рекомендуется составлять единую рабочую программу учебного предмета «Обществознание» сразу на уровень образования: основного общего ((5)6-9 классы) или среднего общего образования (10-11 классы). Это предполагает, что программа будет носить сквозной характер. Для уровня старшей школы в условиях перехода на Концепцию также целесообразно создавать рабочую программу для 10-11 классов как единый документ.

Порядок проектирования рабочих программ, в первую очередь, определяется тем, перешла ли ОО на ФГОС общего образования или продолжает работать на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов 2004 г. Если речь идет о Федеральном компоненте 2004 г., то в 2019/2020 учебном году он актуален лишь для 10 и 11 классов, поскольку все обучающиеся основной школы с 5 по 9 классы перейдут на ФГОС основного общего образования. В старшей школе, продолжающей обучение по Федеральному компоненту 2004 г., рабочие программы по обществознанию на 2019/2020 учебный год следует разрабатывать на основе данного нормативного акта и с учетом рекомендаций, содержащихся в приказе управления образования и науки Тамбовской области от 05.06.2009 №1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенных  на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования». Однако, в любом случае в содержание программ следует включить учебный материал, отражающий новые тематические аспекты, предусмотренные Концепцией (см. раздел 2 настоящих рекомендаций). В ОО, которые реализуют ФГОС СОО в опережающем, «пилотном режиме» и выбрали вариант преподавания учебного предмета «Обществознание» с увеличением количества часов, предусматриваемых на его изучение, учителя-предметники при проектировании рабочих программ вправе самостоятельно формировать вариативную составляющую образования по предмету. При этом в содержание рабочих программ они должны включить дополнительные дидактические единицы, отражающие углубленный (расширенный) вариант изучения обществоведческого материала.   

Обязательными структурными элементами рабочей программы в соответствии с Федеральным компонентом 2004 г. являются:

1) титульный лист;

2) пояснительная записка;

3) содержание рабочей программы;

4) учебно-тематический план;

5) требования к уровню подготовки обучающихся (выпускников);

6) литература и средства обучения;

7) календарно-тематический план учителя (приложение к рабочей программе).

 Разработка рабочих программ для 5-9 классов основывается на положениях ФГОС ООО, в частности п. 18.2.2 названного документа, где идет речь о структуре указанных программ. К обязательным структурным элементам рабочей программы, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, относятся:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Также целесообразно предварять рабочие программы пояснительной запиской. Календарно-тематическое планирование (далее – КТП) представляет собой необходимое приложение к рабочей программе. Аналогичные требования применимы и к рабочим программам, проектируемым для 10 и 11 классов в ОО, в «пилотном режиме» реализующих ФГОС СОО.   

В пояснительной записке должны быть раскрыты следующие позиции:

− указание, в рамках какой системы учебников или какой завершенной предметной линии учебников предполагается реализация данной программы;

− отражение особенностей образовательного процесса в конкретной ОО;

позиции, связанные с учетом региональных особенностей;

− формы организации учебного процесса (например, урок, лекция, семинар, учебная экскурсия и т.д.);

− темы (тематические разделы, блоки), дополнительно включаемые в программу, по сравнению с примерной программой по предмету, с кратким обоснованием целесообразности их включения.

Кроме того, в пояснительной записке могут быть указаны технологии и методики обучения, на основе которых предполагается строить преподавание обществознания.

При разработке пояснительной записки для рабочей программы по обществознанию можно обращаться к вводной части п. 2.2.2.6 Содержательного раздела Примерной основной образовательной программы основного общего образования (далее – Примерная ООП ООО).

В разделе, посвященном планируемым результатам освоения учебного предмета, указываются личностные, метапредметные и предметные результаты изучения обществознания. Данные результаты определяются с учетом:

− логики последовательного формирования личностных и метапредметных результатов, принятой в ОО;

− особенностей содержательного наполнения учебного предмета на уровне основного общего образования;

− региональных особенностей, учитываемых при формировании ООП и рабочей программы по обществознанию.

При составлении рабочей программы учителя могут конкретизировать и уточнять результаты освоения обществознания с учетом особенностей содержания предлагаемого обучающимся материала, особенностей, связанных с реализацией профильного обучения или организацией учебной деятельностью обучающихся.

Для содержательного наполнения этого структурного элемента рабочих программ рекомендуется использовать формулировки планируемых результатов, зафиксированные в пп. 9, 10 и 11.4 ФГОС ООО. Кроме того, соответствующие формулировки применительно к обществознанию можно найти в пп. 1.2.3, 1.2.4 и 1.2.5.6 Целевого раздела Примерной ООП ООО.

При этом необходимо принять во внимание, что если рабочая программа составляется как единый документ, то в нем указываются планируемые результаты, которые должны быть достигнуты обучающимися на момент окончания основной школы. Если выбирается вариант с разработкой программы на каждый учебный год, то личностные, метапредметные и предметные результаты должны быть конкретизированы применительно к каждой параллели классов с учетом уровня познавательных возможностей, возраста, психологических особенностей развития обучающихся.

Содержание учебного предмета является основной частью рабочей программы. Она строится по разделам и темам в соответствии с тематическим планом. При описании содержания тем учебной программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:

1) название темы;

2) содержание учебного материала (дидактические единицы, включая региональный компонент).

Содержательное наполнение указанного блока необходимо строить на основании п. 2.2.2.6 Содержательного раздела Примерной ООП ООО, где дается основное содержание учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования. При разработке содержания рабочих программ по предмету также следует учесть положения, приведенные в разделе 2 настоящих рекомендаций. Разрабатывать содержательный раздел рабочей программы с опорой только на учебники по предмету недопустимо, хотя оттуда могут быть взяты отдельные дидактические единицы, сверх тех, что закреплены в Примерной ООП ООО. 

В тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, показывается распределение учебных часов по разделам и темам из расчета общего годового количества часов по обществознанию. Требования указывать в тематическом планировании основные виды учебной деятельности обучающихся, как это было ранее, в действующей версии ФГОС ООО и СОО не содержится.

Тематическое планирование может быть представлено в виде следующей таблицы.

 

№ п/п

Название раздела, темы раздела

Количество часов

 

 

 

Календарно-тематическое планирование выступает обязательным приложением к рабочей программе по обществознанию. КТП составляется на каждый учебный год. Форма КТП определяется ОО. КТП может включать в себя уточнение планируемых результатов с учетом специфики изучаемого обществоведческого материала и его содержания, однако их конкретизация применительно к каждому  уроку необязательна.

 

  1. О разработке заданий для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

 

При проведении олимпиады в 7 и 8 классах следует учесть ряд особенностей, ограничивающих возможности разработки олимпиадных заданий:

1) Объем учебного материала, который, в соответствии с программой, должны освоить обучающиеся в курсе обществознания 6-7 классов и в течение первой четверти 8 класса, сравнительно невелик.

2) Уровень осмысления многих проблем обществоведческого курса обучающимися 6-7 классов объективно ограничен их возрастными возможностями.

3) В тематике содержания учебников обществознания для 6-7 классов у разных авторов имеются значительные различия.

4) Материал обществознания в 7 классе обращен преимущественно к проблемам морально-этического характера, что не всегда согласуется с требованием разработки олимпиадных заданий, ориентированных на четкие и однозначные критерии оценивания.

Поэтому предметно-методическим комиссиям школьного этапа олимпиады при разработке заданий для 7 и 8 классов рекомендуется ориентироваться на приведенный ниже перечень элементов обществоведческого курса, которые должны найти отражение в подготовленных комплектах. Кроме того, в эти комплекты целесообразно включить задания на работу с различными источниками информации (текстовыми, иллюстративными, изобразительными).   

 

7 класс

Биологическое и социальное в человеке. Потребности человека. Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение).

Личность. Способности человека. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Общество как форма совместной жизни людей. Взаимодействие общества и природы.

Большие и малые социальные группы. Семья как малая группа.

Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Мораль.

Наука. Религия. Образование, его значение в жизни людей и общества. Возможности получения общего образования в Российской Федерации.

Право, его роль в жизни общества. Наша родина – Россия. Конституция Российской Федерации. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – многонациональное государство.

Конституционные права и обязанности граждан РФ.

Правовой статус несовершеннолетних.

 

8 класс

Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Потребности и способности человека.

Общество как форма совместной жизни людей. Основные сферы общества, их взаимосвязь. Взаимодействие общества и природы.

Развитие общества. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Глобализация. Глобальные проблемы современности.

Экономика как хозяйственная деятельность. Производство: затраты, выручка, прибыль. Факторы производства. Обмен, торговля. Деньги и их функции.

Социальные группы. Семья как малая группа. Социальный статус человека. Социальные нормы.

Государство. Форма государственного устройства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим).

Конституция Российской Федерации. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Государственные символы России.

Права и свободы человека. Правовой статус гражданина РФ. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

 

 

 

ВАЖНО!!! Консультации по вопросам изучения школьного обществоведческого курса в условиях реализации требований Концепции преподавания обществознания в Российской Федерации можно получить по телефону: 63-05-16, Владимир Алексеевич Котенёв, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования».

 

 

 

[1] В данном случае имеются в виду, в том числе, учебники профильного уровня для 10-11 классов под ред. Л.Н. Боголюбова (издательство «Просвещение»), которые широко используются для организации углубленного изучения обществознания в старшей школе.

[2] См. приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». При этом в данном перечне значатся все ключевые издательства, такие как «Русское слово-учебник», «Просвещение», «ВЕНТАНА-ГРАФ», «ДРОФА».