Развитие
региональной системы образования
(за период 2002-2018 гг.)
Обновление материально-технической базы образовательных организаций
В последние годы в сфере образования Тамбовской области реализуется большое количество проектов, направленных на развитие и обновление материально-технической базы образовательных организаций. В 2017 году доля консолидированного бюджета области на образование составила 23,5%, это составляет 14332,8 млн. руб. (2006г. – 4040 млн. руб.).
За последние 15 лет в области было построено 16 новых детских садов,5 новых школ, проведен капитальный ремонт/реконструкция 44 школьных зданий, всеми видами благоустройства (централизованное отопление, канализация, водопровод) обеспечены 100% сельских образовательных организаций.
На модернизацию материально-технической базы образовательных организаций в период с 2007 по 2017 годы из федерального бюджета было выделено 6,2 млрд. руб.
На приобретение современного учебного, учебно-лабораторного оборудования было потрачено 4 млрд. руб.
С 2009 года реализуется проект «Школьное питание». За период реализации проекта было отремонтировано и переоснащено 332 пищеблока школьных столовых.
Проведенные в рамках модернизации региональных систем общего образования в 2011-2017 годах мероприятия по капитальному (текущему) ремонту зданий школ значительно снизили количество объектов, не соответствующих современным требованиям и не имеющих всех видов благоустройства. На данный момент в современных условиях обучается 85% школьников.
С 2016 года реализуется программа «Содействие созданию в Тамбовской области (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016-2025 годы. В рамках данной Программы запланированы масштабные мероприятия по строительству, реконструкции и капитальным ремонтам школ в целом по области.
До 2025 года запланировано:
строительство 30 новых школ (в городской местности - 17 объектов, в сельской местности – 13);
строительство 23 пристроек к зданиям;
реконструкция 41 объекта;
капитальный ремонт 147 зданий.
1 сентября 2017 года в Тамбове начала работу самая большая школа России – «Школа Сколково-Тамбов», в которой обучается более 2000 детей.
В 2017 году завершена реконструкция здания МБОУ «Оборонинская СОШ» на 598 мест. Новый образовательный комплекс создан на основе современных архитектурных подходов, технологий обучения и воспитания, ориентирован на требования постиндустриального общества, приоритетного проекта «Современная образовательная среда для школьника».
В октябре 2017 года состоялось открытие детского технопарка «Кванториум Тамбов», который является региональным ресурсным центром, обеспечивающим распространение лучших моделей и практик в области дополнительного образования детей технической направленности во всех муниципальных образованиях области.
Завершён капитальный ремонт трех зданий образовательных учреждений с созданием в них 302 новых мест (Первомайский филиал МБОУ Знаменской СОШ; Мановицкий филиал МБОУ Новоникольской СОШ; МАОУ СОШ №24 (корпус 2) г. Тамбова).
Результатом проделанной работы стало создание 900 новых учебных мест, которые оснащены современным учебно-лабораторным, специализированным, компьютерным оборудованием и мебелью.
Снизился процент обучающихся во вторую смену, в образовательных организациях ликвидирована 3 смена, к 2025 году будет ликвидирована вторая смена.
Продолжается активная работа по развитию образовательной среды школы. Для включения образовательных организаций в современное информационное образовательное пространство все школы области подключены к сети Интернет. Удалось обеспечить высокое насыщение образовательных организаций современным компьютерным оборудованием, появились эффективные проекты внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, активно развиваются дистанционные формы обучения.
Проведена модернизация организационно-технологической инфраструктуры и обновление фондов 30 школьных библиотек. Информационно-библиотечные центры подключены к Национальной электронной библиотеке.
В рамках мероприятий региональной программы области «Доступная среда на 2013-2017 годы» были проведены работы по обеспечению архитектурной доступности зданий образовательных организаций, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, приобретено специальное коррекционное, реабилитационное оборудование. Из федерального бюджета на реализацию мероприятий программы в 2016-2017 году было выделено более 35 000,00 тыс. рублей.
За последние 3 года были реконструированы и капитально отремонтированы спортивные залы в 65 сельских школах области. Открылось более 120 секций и спортивных объединений, дополнительно 25% обучающихся сельских школ получили возможность заниматься физической культурой и спортом в современных условиях.
Изменения в образовательном процессе
Одним из существенных моментов развития школьного образования за период последних 15 лет стал переход к обучению на основе обязательных государственных стандартов.
В конце 1990-х гг. сложилась ситуация, когда единых стандартов, определявших нормативные требования к результатам образования и его содержанию, как таковых, не было. Набор учебных предметов, количество часов на их изучение, содержание образования в разных школах и в разных регионах Российской Федерации подчас очень серьезно различались. Все это разрушало единое образовательное пространство страны.
Разработка и принятие стандартов нового поколения (2009-2011 годы) были связаны с тем, что развитие общества и технологий стало предъявлять к школе новые требования, причем, не только предметного характера. Среди компетенций, жизненно необходимых современному человеку, можно выделить:
умение работать с различными источниками информации (в т.ч. - в электронной форме), т.е. способность находить, понимать, систематизировать, критически оценивать ее и использовать при решении самых разных задач;
умение работать в группе, совместно с другими;
способность находить пути решения различных проблем и действовать в новой ситуации, используя для этого имеющиеся знания и умения;
владение иностранными языками как средством коммуникации.
Все это как раз было учтено при создании новых стандартов.
Кроме того, впервые со времен перестройки при разработке ФГОС было обращено внимание на задачи воспитания. Требования в части воспитания учащихся в новых стандартах составили содержание личностных результатов образования, к достижению которых также обязаны стремиться все школы.
Еще особенностью стандартов нового поколения стало закрепление в них требований к условиям осуществления обучения и воспитания. Иначе говоря, на нормативном уровне было зафиксировано, что для достижения современных образовательных результатов в школе должны быть созданы соответствующие материально-технические условия, а педагоги должны владеть необходимыми профессиональными навыками. Ранее (даже в советское время) такого в стандартах не было. Эта новая черта ФГОС способствовала оснащению школ новым учебным оборудованием и расширению числа педагогов, регулярно проходящих повышение квалификации.
Внедрение ФГОС начального общего образования в школах области началось с 2010 года, ФГОС основного общего образования - с 2012 года. Сейчас по стандартам нового поколения в Тамбовской области учатся все школьники начальных классов и большая часть учеников основной школы. В нескольких образовательных учреждениях апробируется обучение на основе ФГОС старшей школы.
Другим важным новшеством стал переход к профильному обучению в старшей школе (2006 год). Он отразился на соотношении часов между разными предметами, степени углубления содержания при их изучении, возможности освоения профильных элективных курсов. Благодаря внедрению профильного обучения старшеклассники получили возможность сконцентрировать основные усилия на тех предметах, которые напрямую связаны с их будущим профессиональным выбором, и достичь в их изучении бóльших успехов.
Принципиальные изменения произошли в системе итоговой аттестации выпускников. В 2001 году в нескольких регионах РФ начался эксперимент по введению Единого государственного экзамена, а с 2009 года ЕГЭ стал обязательной формой государственной итоговой аттестации 11-классников по всей стране. При всем том, что в адрес ЕГЭ высказывается немало критических замечаний, эта система обладает несколькими безусловными достоинствами:
во-первых, с введением ЕГЭ у учителей и учащихся появились четкие и конкретные ориентиры для организации подготовки к итоговому экзамену,что позволяет при желании и определенных усилиях добиться более высокого результата;
во-вторых, прием в вузы на основании ЕГЭ в целом увеличил потенциальные шансы детей из сельских школ на поступление в вузы.
Кроме того, важно отметить, что процедура ЕГЭ и содержание оценочных заданий постоянно совершенствуются с учетом выявленных проблем и недочетов. Сегодняшние задания ЕГЭ действительно стали лучше и более сбалансированы по сравнению с начальным периодом введения ЕГЭ.
Переход на образовательные стандарты нового поколения в сочетании с массовым повышением квалификации учителей способствовал обновлению методик и форм организации обучения.
Практически во всех школах области ученики сейчас занимаются проектной деятельностью. В соответствии с новыми образовательными стандартами, уже в начальных классах дети учатся создавать небольшие проекты различной направленности, сложность которых к 10-11 классам постепенно возрастает. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Занимаясь проектной деятельностью, учащиеся приобретают навыки выявления и анализа проблем, постановки требующих решения задач, планирования своей работы, взаимодействия с другими участниками проекта, публичного представления результатов работы сверстникам и взрослым.
В большинстве школ в практику проведения учебных занятий вошла кейс-технология. Она предполагает активное включение в образовательный процесс практико-ориентированных задач, построенных на жизненном контексте. Их решение формирует способность использовать полученные знания и умения в ситуациях, которые выходят за рамки чисто учебной деятельности. Такие задания часто предполагают поиск дополнительной нужной информации, одновременный учет действия разных факторов, сравнение возможных вариантов действий.
Целый ряд требований стандарта связан с использованием учащимисяцифровых технологий. Основная задача заключается в том, чтобы научить школьников использовать их не только для развлечения, но для собственного образования. Возможности для этого создаются благодаря целенаправленным усилиям по формированию в школах современной информационно-образовательной среды.
Практически во всех школах области сегодня в той или иной степени используются электронные формы учебников или электронные учебно-методические комплекты по различным предметам. Они могут полностью заменять привычные бумажные учебники либо выступать ценным дополнением к ним. Лучшие образцы электронных учебников предоставляют учащимся массу новых возможностей, которые не в состоянии обеспечить обычный учебник. Растущее применение в школе находят электронные тренажеры и системы оценки знаний. А электронные учебно-лабораторные комплексы позволяют смоделировать такие опыты, которые в силу разных причин нельзя провести на уроке в реальности.
Некоторые школы успешно внедряют модель смешанного обучения, суть которой заключается в сочетании преимуществ электронного обучения и традиционных форм проведения урока. Электронные устройства, например, планшеты или ноутбуки в рамках смешанного обучения позволяют организовать новые виды учебной деятельности, использовать качественно иные типы заданий. В рамках смешанного обучения зачастую практикуются применение так называемых «перевернутых уроков». В отличие от привычного урока, в этом случае дети сначала самостоятельно знакомятся с новым учебным содержанием по тем печатным и электронным источникам, которые рекомендовал им учитель. А уже затем на уроке в активных формах работы происходит систематизация, корректировка, углубление знаний. Это непривычно, но, по большому счету, именно такой подход соответствует логике освоения человеком новых знаний в современном информационном обществе.
В практику школьных уроков начинает внедряться формирующее оценивание. Это технология, при которой учащиеся с помощью специально разработанных приемов учатся сами анализировать и критически оценивать свою деятельность, результаты выполнения заданий. Формирующее оценивание помогает ребенку корректировать способы учения, которыми он пользуется, и за счет этого – становиться более успешным в классе.
К числу образовательных новшеств можно отнести также технологию тьюторского сопровождения, появившуюся в ряде школ. Тьютор - это педагог, который на основе изучения индивидуальных образовательных потребностей, интересов и затруднений ученика разрабатывает совместно с ним и его родителями персональный образовательный маршрут и затем помогает ребенку с наибольшей пользой для него освоить этот маршрут. Прежде всего, эта технология используется для сопровождения детей с ОВЗ, а также детей, проявляющих способности в каких-то сферах.
Развитие общества, в котором предстоит жить сегодняшним школьникам, связано со сферой высоких технологий. Поэтому надо формировать у детей восприимчивость к инновациям, креативность, способность и стремление к техническому творчеству.
С этой целью в Тамбовской области с 2011 года реализуется региональный проект «Образовательная робототехника». Занятия по робототехнике во многих школах стали эффективным средством развития технического и интеллектуального творчества. В проекте участвует около30 образовательных организаций региона, а на базе МАОУ «Лицей №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина» г. Тамбова функционирует тренировочный ресурсный центр по робототехнике, созданный в рамках федеральной программы.
Еще один проект, затронувший систему образования Тамбовщины, связан с развитием космических образовательных технологий. Они позволяют детям заниматься разнообразной учебно-исследовательской и проектной деятельностью. В 2014 г. в Тамбове создан Центр космических услуг, который оснащен современной компьютерной, интерактивной техникой, специализированным программным обеспечением. С его помощью реализован проект «Тамбов на карте генеральной», в основе которого - создание региональной геоинформационной системы, обеспечивающей интеграцию данных с электронными картами, космоснимками и информационными системами.
В связи с тем, что экономика Тамбовщины ориентирована на приоритетное развитие современного аграрного сектора, в ряде школ области получила развитие концепция агробизнес-образования. В ее реализации участвуют 32 школы и 11 профессиональных организаций области. Значительную роль в разработке и воплощении идей агробизнес-образования играет сотрудничество с Мичуринским аграрным университетом, преподаватели которого выступают консультантами и научными руководителями работы со школьниками.
Суть проекта направлена на создание у обучающихся комплекса профессиональных и предпринимательских компетенций в сфере АПК. Обучение ведется на деятельностной основе. Школьники включаются в решение реальных практических задач на основе изучения региональных особенностей области, участвуют в прикладных учебных исследованиях.
Дополнительное образование детей
Региональная система дополнительного образования, особенно в последние годы, находится в режиме развития и имеет определенные продвижения в решении задачи по обеспечению доступности и качества образования.
Стабильна тенденция увеличения охвата детей дополнительным образованием. Так, в 2017 году дополнительным образованием охвачено 78% детей в возрасте от 5 до 18 лет от детей данного возраста (2016 г. - 76,8%, 2015 г. - 75,0%), прогноз на 2018 г. – 78,2% (показатель по России - 74,5%).
В регионе сохранена сеть организаций дополнительного образования (2017 г. - 63 ед., 2016 г. - 63 ед., 2015 г. - 63 ед.). Создана инфраструктура, включающая региональные и муниципальные центры дополнительного образования (по различным направленностям), центры по работе с одаренными детьми, которая обеспечила расширение спектра и повышение качества реализации дополнительных общеобразовательных программ.
Реализуется нормативный подход к финансированию программ дополнительного образования на базе общеобразовательных организаций (введен с 2008 г., объем финансирования определяется из расчета 4 часа в неделю на одного ребенка (2017 г. - 91 млн. руб., 2016 г. - 90 млн. руб.; 2015 г. – 88 млн. руб.).
Используются межведомственные ресурсы в оказании дополнительных образовательных услуг, реализуются внестационарные формы организации дополнительного образования детей («выездные классы») в школах, детских садах. Организуются профильные смены для обучающихся.
В последние годы в Тамбовской области получили развитие научно-исследовательская деятельность и техническое творчество. Для реализации программ данных направленностей за счет средств федерального и регионального бюджета создана современная инфраструктура: Центр технологического образования, детский технопарк «Кванториум», Центры молодежного инновационного творчества, «Малая академия наук», инновационные образовательные комплексы в сфере агроэкотехнологического, инженерно-технического и агробизнес-образования.
Продолжается активное развитие физической культуры и спорта. Охват учащихся, занимающихся физической культурой и спортом во внеурочное время, составил в 2017 году 62% (2016 г. – 61,5%).
В 2014-2016 годах в рамках реализации партийного проекта «Реконструкция спортивных залов в сельских школах» в 65 школах созданы современные условия для занятий физкультурой и спортом, освоено 104 млн. руб., из них из федерального бюджета – 81 млн. руб.
Участие области в проекте в 2017 году позволило создать современные условия для занятий физкультурой и спортом еще в 8 сельских школах.
Доступная среда и образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
С 2011года на территории области реализуется государственная программа «Доступная среда на 2011-2021г», направленная на создание условий для получения детьми-инвалидами качественного образования. Реализация программы «Доступная среда» позволила создать условия детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья для обучения как в общеобразовательных организациях по месту проживания, так и в специализированных образовательных организациях, реализующих адаптированные программы.
В рамках программы в 69 общеобразовательных школах, 5 дошкольных организациях, 6 организациях, реализующих адаптированные программы, 4 организациях дополнительного образования созданы условия доступности:
адаптирована архитектурная среда (построены пандусы, расширены дверные проемы, сделаны специализированные санитарные комнаты, установлены поручни и сигнальные маячки);
оборудованы кабинеты психологов, логопедов, лечебной физкультуры, сенсорные комнаты для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата;
все педагогические работники, работающие с детьми с ОВЗ или инвалидностью, прошли курсы повышения квалификации.
В общеобразовательных школах обучается 1361 ребенок-инвалид, 1892 ребенка с ОВЗ. В отдельных организациях, реализующих адаптированные программы - 846 детей с ОВЗ, из них 443 – инвалиды. Все дети обучаются с учетом их образовательных потребностей, что способствует их успешной социализации в дальнейшем.
Создано 8 специализированных центров по сопровождению детей с ОВЗ и инвалидов:
ресурсный центр психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;
2 центра по оказанию психолого-педагогических услуг;
ресурсный центр развития слуха и речи;
центр развития и коррекции;
Многофункциональный центр оказания комплекса услуг семьям и детям;
Центр сопровождения инклюзивного образования;
Ресурсный центр по работе с аутистами.
Педагогические кадры
Неотъемлемой стороной развития школьного образования является задача обеспечения школы квалифицированными педагогами, готовыми и умеющими работать в новых условиях.
В этой связи надо отметить, что, по сравнению с ситуацией 15-летней давности, изменилось положение дел, связанное с притоком в школу молодых учителей. В течение нескольких последних лет увеличилось количество выпускников вузов и педколледжей, приходящих после окончания учебы на работу в школу. Среди них немало таких, кто проявляет педагогические способности, стремится развиваться, желает работать с детьми.
В настоящее время практически пятую часть работников образовательных организаций оставляют молодые педагоги. В некоторых школах области это очень заметно. Конечно, не все молодые педагоги сейчас остаются работать в школе, и в этом есть определенная проблема. Тем не менее, тенденция, которая сейчас наблюдается, позволяет надеяться, что проблему старения педагогических кадров удастся заметно смягчить за счет притока молодежи.
Появлению в образовательных учреждениях молодых педагогов способствовали меры, предпринимаемые на областном и государственном уровне. С 2013 года педагоги, впервые приступающие к трудовой деятельности, в Тамбовской области получают единовременную выплату в 120 тысяч рублей. Кроме того, все молодые педагоги школ и детских садов получают ежемесячную дополнительную выплату, размер которой составлял 2300 рублей, а с января 2018 года - 2600 рублей.
Целенаправленные усилия на уровне государства предпринимаются и для того, чтобы повысить уровень заинтересованности в труде работающих педагогов. Начиная с 2012 года, Президентом РФ в качестве приоритетной перед региональными властями была поставлена задача повышения заработной платы педагогических работников общего образования. В соответствии с «дорожной картой», принятой в Тамбовской области, средняя величина заработной платы учителей увеличилась за это время в 1,5 раза: если в 2012 году она составляла 14 770 руб., то в 2017 г. - 22651 руб. в месяц.
Поддержка лучших педагогов была организована в рамках ряда государственных и региональных проектов. За последние 8 лет, в частности, почти 2500 учителей стали победителями регионального конкурса «Народный учитель», получив выплаты по 40 тыс. рублей. Победители в этом конкурсе определяются по результатам голосования родителей и учащихся.
Развитие общественных институтов
Важной составляющей глубоких изменений в региональной системе образования, несомненно, является развитие государственно-общественного управления. Его формирование в области началось с 2004 года. В настоящее время общественная составляющая в управлении образованием представлена:
Областным родительским собранием;
Общественным советом при управлении образования и науки области;
Муниципальными и школьными управляющими советами.
Данные общественные институты не только решают актуальные проблемы, возникающие на всех уровнях образования, но и участвуют в разработке и принятии стратегий развития образования. Так, по инициативе общественного совета, уже на протяжении двух лет осуществляется независимая оценка деятельности образовательных организаций. Проводимая оценка, с одной стороны, позволяет выявлять проблемные зоны в системе образования, а с другой - помогает определять резервы улучшения качества образования.
На школьном уровне управляющие советы принимают решения о более благоприятном режиме обучения детей, о выборе наиболее актуальных для учеников профилей обучения и части школьной программы, влияют на распределение школьных денег и на перспективу развития школы.
Активная позиция общественных управляющих способствует согласованию интересов всех участников образовательного процесса, поиску компромиссных решений по сложным вопросам функционирования и развития региональной системы образования.
С 2007 года в области издается журнал «Школьный управляющий», на страницах которого освещается опыт деятельности школьных Управляющих советов, раскрываются возможности участия общественных управляющих в управлении современной школой, информируется о реализуемых в области инновационных проектах.
Большую информационную и консультационную поддержку общественным управляющим и родительской общественности в целом оказывает деятельность сетевого сообщества «Родительская академия», созданного на площадке «Тамбов-Вики».
Важным стимулом к расширению общественного участия в управлении образованием являются областные конкурсы на лучший опыт деятельности управляющего совета образовательной организации и конкурс публичных докладов среди органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования и образовательных организаций.
На протяжении шести лет, начиная с 2011 года, в области проводился конкурс «Народный проект», направленный на стимулирование общественно-активной деятельности образовательных организаций. Общий фонд грантовой поддержки образовательным организациям за эти годы составил более 32 млн. рублей. И сегодня школы области продолжают осуществлять свою общественно-активную деятельность, направленную на решение актуальных социальных проблем.
Результативность деятельности образовательных организаций
На протяжении последних лет система образования области оценивается на уровне отраслевого министерства как одна из динамично развивающихся, обеспечивающих достаточно высокое качество образования, успешно реализующих федеральные и региональные проекты и программы.
Область участвует во всех мониторингах федерального уровня, национальных исследованиях качества образования, всероссийских проверочных работах, международных исследованиях (PISA, TIMSS, PIRLS, TALIS), что необходимо и очень важно для объективной оценки качества образования.
В течение ряда лет в общей сложности 18 – 20 школ входят в федеральный рейтинг «РИА-Новости» по таким направлениям, как ТОП «500 лучших школ России», ТОП «200 лучших сельских школ», ТОП «200 школ, обеспечивающих высокие возможности развития способностей учащихся». Составление рейтинга лучших школ основывается на учете независимых от общеобразовательных организаций инструментов измерения уровня подготовки выпускников (ЕГЭ и всероссийская олимпиада школьников).
Ежегодно Тамбовская область принимает участие в мониторингах учебных достижений обучающихся, Всероссийских проверочных работах, государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, результаты которых сопоставимы с общероссийскими, а по некоторым предметам значительно превышают федеральный уровень (русский язык, история, биология и др.).
Важным показателем результативности качества образования является участие во Всероссийской олимпиаде школьников. Эффективность участия команды области в заключительном этапе всероссийской олимпиады возросла и составила 30%.
Меры поддержки семей, имеющих детей
В последние годы государство принимает ряд мер по поддержке семей с детьми. Эти меры тесно связаны с необходимостью решения демографической проблемы.
В декабре 2017 года приняты два федеральных закона. Один из них устанавливает порядок назначения и осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка по достижению им возраста полутора лет и второго ребёнка в виде ежемесячных выплат их средств материнского капитала. Выплаты будут начисляться адресно и рассчитываться индивидуально в зависимости от региона. Второй закон расширяет возможности использования средств материнского капитала.
Данные законы вступили в силу с 1 января 2018 года.