ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

МАОУ СОШ №1 -  "ШКОЛА СКОЛКОВО-ТАМБОВ"

Кабинет дефектолога

Родителям/

Дефектолог - специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Направления работы:

  • Формирование разностороннего представления о предметах и явлениях в действительности;
  • Коррекция высших психических функций (мыслительных процессов, мнестических процессов, перцептивной деятельности);
  • Формирование пространственно- временных представлений и отношений;
  • Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков;
  • Развитие математических представлений;
  • Развитие связной устной речи, обогащение словаря;
  • Умственное развитие (мотивационные, операционные и регуляционные компоненты; соответствующие возрасту общеинтеллектуальных умений);
  • Нормализация ведущей деятельности возраста;
  • Готовность к восприятию учебного материала;
  • Формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

Методические рекомендации

«МЕЛКАЯ МОТОРИКА -ЭТО ИНТЕРЕСНО»

  • Тонкая (мелкая) моторика - это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Научно доказано: чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Навыки тонкой моторики: способствуют развитию речи и мышления ребенка; - помогают ребенку обследовать окружающие его предметы и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет; - позволяют ребенку выразить себя через игру и другие виды деятельности, так как движения становятся совершеннее; - способствуют повышению самооценки ребенка, потому что у него получается выполнение задуманного. Слабое развитие моторики остается одной из основных проблем наших детей, поэтому важно развитие мелкой моторики пальцев рук. Систематические упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук помогают выработать навыки самоконтроля движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно- двигательных ощущений (на ощупь). Повторение одного и того же движения способствует автоматизации двигательных навыков, является основой подготовки руки к обучению письму. Желательно развивать равным образом движения пальцев обеих рук, как в играх, так и в быту. Стараться ориентироваться на те упражнения, которые способствуют развитию всех пальцев рук. Для укрепления и развития детской руки, координации движений рук существуют разнообразные упражнения и игры, которые мы используем при работе с детьми в детском саду.

"Шершавые" геометрические фигуры.

  • Вырезанные из наждачной бумаги и наклеенные на картон, такие фигуры помогут малышу запомнить их, "опираясь" на тактильную память.

«МАССАЖ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ»

  • Хорошо делать массаж для пальчиков и ладошек каждый день. Используются четыре основных приема: поглаживание, разминание, растирание, постукивание. Затрачивая всего 5 минут в день на проведение пальчиковой гимнастики и массажа можно оказать существенную помощь ребенку. Занимаясь с ребенком, необходимо придерживаться следующих правил: - начинайте с массажа и разогрева кистей рук, заканчивайте поглаживанием; - выполняйте движения и правой, и левой рукой; - движения на сжатие должны сочетаться с расслаблением; - упражнения должны включать изолированные движения каждого пальца; - прежде чем переходить к новому упражнению, важно как следует отработать предыдущее пальчиками правой и левой руки; - используйте те игры, которые нравятся ребенку и доступны ему; - при массаже рук ребенка помогайте ему своими руками только в том случае, если у вас положительный настрой.
.
  • Тряпичные мешочки (мячики) с крупяным наполнителем (горох, фасоль, бобы). Используйте прочный материал, чтобы он не порвался. Ощупывая мешочки, малыш развивает тактильную чувствительность.
  • Пустая железная банка (из-под кофе, печенья). Учите ребенка бросать в банку разные мелкие предметы и слушать звуки, которые они издают. Полая картонная труба. Через нее можно переговариваться с малышом.
  • Аудиозаписи звуков окружающей среды. Запишите на диск различные бытовые шумы и звуки: звонок телефона, шум льющейся воды, гудок машины. Слушая их, малыш будет запоминать звуки.
  • Яркий пластиковый поднос и манка. Малыш может рисовать пальчиком по крупе, проводить линии.
  • Коробка с песком. Ребенок может играть с песком не только летом!

«УПРАЖНЕНИЯ С КАРАНДАШАМИ»

  • Для выполнения упражнений использовать не заточенные карандаши (круглые или с гранями) или палочки. Упражнения выполнять двумя руками по очереди или вместе. В группе есть картотека упражнений с карандашами. Вот несколько упражнений: - прокатывание карандаша между ладонями; - растирать центр ладони концом карандаша; - упираясь концами карандаша в центр ладоней перемещать руки вверх, вниз, по кругу и т.д., стараясь не уронить карандаш; - удерживать палочку концами пальцев двух рук на весу поочередно (сначала указательным, затем средним пальцем и т.д.); - «собираем карандаши» — брать одной рукой и перекладывать в другое место (например, со стула на стол и др.), затем поменять руки (10-15 карандашей); - «пропеллер» — вращать карандаш между пальцами; - слегка держать карандаш между пальцами, чтобы он медленно сполз вниз; - прокатывание карандашей по столу: сначала одной рукой, затем другой, затем двумя вместе; - «пальчики шагают» — зажать карандаш между указательным и средним пальцем и делать пальчиками «шаги» по столу, не роняя карандаш. Дорогие родители, успехов Вам и вашим детям!

"Пальчиковый" бассейн

  • - пластиковая миска с различными крупами (горох, фасоль). Ребенок может перебирать крупу, искать спрятанные в миске предметы.
  • Альбом с фотографиями ребенка. На этих фотографиях ребенок может сидеть, стоять, спать и т.д. Рассматривайте альбом и называйте действия ребенка (глагольный словарь).
  • Крупные бусы, бигуди, колечки, деревянные бусины и леска для нанизывания. Игра развивает мелкую моторику и глазомер.
  • Кусочки различных тканей, предметы и материалы с разными поверхностями (гладкими, шершавыми) развивают тактильную чувствительность, а так же кубики, оклеенные разными материалами (фольгой, наждачной бумагой, мехом).

«РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРУШКИ, СДЕЛАННЫЕ СВОИМИ РУКАМИ.»

  • Не спешите выбрасывать пустые банки, коробки, пакеты из-под соков, флаконы. Они отлично подойдут для изготовления развивающих пособий для вашего ребенка. Вот несколько советов для не ленивых родителей и о том, как превратить ненужные вещи в развивающие игрушки и дидактические игры. Банки с прорезями. Возьмите пластмассовую банку из-под какао или майонеза и сделайте острым ножом на крышке прорези. Такая игрушка отлично подойдет для сортировки пуговиц, проталкивания мелких предметов (бусинок, бобов, фасоли). Коробки из-под фотопленки, шариковых дезодорантов. Универсальные емкости. Можно наполнить их крупами, чтобы научить малыша слушать и различать различные звуки; "пахучими" веществами (кофе, корицей), чтобы развивать обоняние. Можно сделать коробочки разного веса.

"Волшебный мешочек"

  • С помощью такого мешочка вы научите ребенка узнавать предметы на ощупь. Лучше сшить его из цветной ткани. Тряпичные мешочки (мячики) с крупяным наполнителем (горох, фасоль, бобы). Используйте прочный материал, чтобы он не порвался. Ощупывая мешочки, малыш развивает тактильную чувствительность.

Тактильные "коврики"

  • Возьмите кусок плотной материи и нашейте на него пуговицы разных размеров, кусочки меха, мочалку, губку, пластмассовые колечки, ребенок может перебирать и трогать их.
  • Кусок ковролина с гладким ворсом и картинки с липучкой. Можно сделать несколько наборов картинок (фрукты, овощи, одежда, транспорт). Прикрепляя и снимая картинки, малыш развивает мелкую моторику и запоминает названия.