ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

МАОУ СОШ №1 -  "ШКОЛА СКОЛКОВО-ТАМБОВ"

Кабинет дефектолога

Родителям/

Коляда Татьяна Владимировна, учитель-дефектолог

Учитель-дефектолог – это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья, а также занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении. Направления работы:

  • Формирование разностороннего представления о предметах и явлениях в действительности;
  • Коррекция высших психических функций (мыслительных процессов, мнестических процессов, перцептивной деятельности);
  • Формирование пространственно- временных представлений и отношений;
  • Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков;
  • Развитие математических представлений;
  • Развитие связной устной речи, обогащение словаря;
  • Умственное развитие (мотивационные, операционные и регуляционные компоненты; соответствующие возрасту общеинтеллектуальных умений);
  • Нормализация ведущей деятельности возраста;
  • Готовность к восприятию учебного материала;
  • Формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

Методические рекомендации

«Картотека игр по развитию мелкой моторики»

  • Цели:

    • стимулирование речевой активности детей, развитие речи;
    • развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение и тренировка в различии и сопоставлении цветов;
    • развитие мелкой моторики трех основных пальцев рук: большого, указательного и среднего;
    • подготовка кисти руки к письму;
    • развитие сенсомоторной координации рук;
    • влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка (косвенным образом);
    • формирование навыков шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант)
    • развитие пространственного ориентирования, способствование пониманию понятий: «вверху», «внизу», «справа», «слева»;
    • развитие внимания, восприятия, мышления;
    • развитие творческих способностей.

Игры с карандашом.

  • Оборудование: карандаш

    1. Детям раздаются гранёные карандаши. Ребёнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.
    2. Удержать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец - снизу.

«Игры по развитию тактильной памяти.»

  • Цель: Способствовать запоминанию ощущений от прикосновения к различным поверхностям, учить находить точные слова для определения своих ощущений.

    Материал: карточки с разной на ощупь поверхностью

    Мех

    Наждачная бумага

    Байка (фланель)

    Капли воска

    Верёвка зигзагами

    Целые палочки

    Поломанные палочки

    Бархат

    Вельвет

    Фольга

    Целлофан

    1 .«что на что похоже»

    Предложить ребёнку закрыть глаза, потрогать каждую карточку и попытаться сказать, что напоминает её поверхность.

    1. « Кто какой на ощупь»

    Попросить ребёнка сказать, какого человека напоминает та или иная карточка. Здесь могут быть самые разнообразные ассоциации.

    1. «Улетай, горе»

    Попросить разложить дощечки так, чтобы в начале ряда оказалась самая неприятная, а в конце самая приятная. Спросить, какие события (неприятные или приятные, грустные или радостные) напоминает та или иная дощечка.

«?»

«Пуговицы»

  • Оборудование: пуговицы с крупными дырками, шнурок

    1. «Забавная змейка». Предложите нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, - таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы.
    2. «Пуговки-застежки». На лоскут ткани нашиты пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Застигнуть на пуговицы фигуры.
    1. Цель: Игра развивает внимание, восприятие.
    • Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.
    • Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью
    1. Цель: Игра развивает зрительно-моторную координацию.

    Складывать пуговицы в стопочки (башенки). Дети соревнуются, чья стопочка будет выше.

    1. Игра "Пуговица ".

    Цель: развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.

    Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

Игры со счётными палочками

  • Оборудование: счетные палочки, карточки с изображением предметов.

    1. Выкладывание геометрических фигур.
    2. Составление узоров.
    3. Выкладывание предметов.

«Найди приз!»

  • Оборудование: яркие фантики от конфет и мелкие интересные предметы (значки, украшения, игрушки из Киндер-сюрпризов и другое).

    Приготовленные предметы необходимо завернуть в фантики, после чего перед ребенком разворачивают один из них, показывая сюрприз. Задача - развернуть оставшиеся "конфетки" и аккуратно сложить фантики.

"Волшебный мешочек"

  • Оборудование: мешочек, 2 набора одинаковых игрушек.

    Цель: В этой игре ребёнок развивает зрительные внимание,

    память, свою способность узнавать предметы на ощупь.

    Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребёнку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия ребёнок должен сам узнавать предметы на ощупь, не ожидая показа парной.

Работа с мозаикой

  • Оборудование: мозаика различных видов, образцы
    выкладываемых фигур.

    Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.