МАОУ СОШ №1 -  "ШКОЛА СКОЛКОВО-ТАМБОВ"

Кабинет логопеда

Родителям/

Лариса Соловых

Как часто мы слышим выражения «двух слов связать не может», «ему говоришь русским языком, а он не понимает». Дети, про которых так говорят, чаще всего плохо учатся в школе, не любят читать, со сверстниками общаются с неохотой. Игры их примитивны (бессюжетные «стрелялки», беготня), они много конфликтуют или, наоборот, замкнуты.

ПОЧЕМУ ?

Причина может лежать в несформированности речи. Ведь речь – основное средство общения, с помощью речи мы узнаем новое, выражаем свое отношение к окружающему. Из-за малого запаса слов и неправильного понимания их значений многие ученики не могут применить на практике ни одного выученного правила, недостаточно понимают объяснения учителя, не могут уловить смысл задачи.

Когда надо начинать беспокоиться и заняться развитием речи своего ребенка?

Для начала попробуйте определить уровень развития речи вашего ребенка, пользуясь несложными логопедическими тестами.

1

  • Прислушайтесь, как говорит Ваш ребенок: «много красных карандашов» (карандашей), «лисапед» (велосипед), «упал а пол» (на пол), «дай мне красных куртку» (красную куртку). Запомните или запишите ошибки – они подскажут вам направление работы.

5

  • Может ли Ваш ребенок правильно назвать действия людей (лечит, строит, пишет, читает, отдыхает, вяжет и т.п.), способы передвижения животных (скачет, ползет, прячется, выслеживает, крадется, плывет). Знает ли он глаголы, характеризующие явления природы (светит, греет, сверкает, сияет, всходит, заходит, скрывается), умеет ли сказать, как подают голоса животные (каркает, стрекочет, рычит, мычит, блеет, шипит и т.п.). Глаголы и прилагательные делают нашу речь образной и интересной. Ребенок с достаточным запасом таких слов не будет затрудняться в пересказе.

9

  • Может ли ребенок объяснить, как образовались слова: бурелом, бензовоз, горнолыжник, скороварка, водопад и т.п. Знание законов словообразования позволит вашему ребенку быстрее усвоить и грамматические законы русского языка.

2

  • Попросите ребенка рассказать, что нарисовано на картинке (возьмите любую иллюстрацию в еще не прочитанной книге). Обратите внимание: ребенок называет отдельные предметы на картинке («Тут кошка, собака, дом, дерево») или составляет предложение (рассказ) о том, что происходит («Кошка залезла на дерево, это собака выскочила из дома и испугала её»). Помогите малышу составить развернутое предложение – ежедневная практика дает поразительные результаты.
.

6

  • Сколько признаков действий может назвать Ваш ребенок? Спросите его, как может передвигаться кошка (быстро, торопливо, медленно, тихо, тихонько, ползком, лениво, осторожно) или скажите, что на улице может быть тепло, и предложите ребенку продолжить (холодно, пасмурно, туманно, сыро, ветрено, солнечно, мокро, пыльно, грязно и т.д.). Признаки действий (наречия) появляются в речи детей позднее, чем другие слова – помогите своему ребенку усвоить их, обращая внимание на погоду, природу, животных и т.п..

3

  • Предложите ребенку назвать как можно больше признаков следующих предметов: стола, яблока, шубы, медвежонка. Например: стол – большой, деревянный, прямоугольный, коричневый, письменный. Для начала придется подсказать, но не отчаивайтесь и тренируйтесь.

7

  • Поиграйте в игру «НАОБОРОТ». Сможет ли ребенок подобрать к слову противоположное по значению (большой – маленький, горячий – холодный, далёкий – близкий, ранний – поздний, старый – новый, темный – светлый, высоко – низко, грустно – радостно, медленно – быстро и т.д.). Такие слова не только показатель развития речи, но и показатель сформированности мыслительных процессов.

10

  • Понимает ли ваш малыш разницу между словами: чист – часто – часть – честь; тень – темь; лист – лис – лес; долг – долго; гора – гореть – горечь – горе; речь – река; печь – печаль – печать? Тренируйтесь – понимание смысловой разницы слов обеспечит в дальнейшем грамотное письмо.

4

  • Спросите, какие деревья, цветы и ягоды знает малыш, какую мебель и посуду он может назвать, какой транспорт, каких животных, птиц и насекомых он может перечислить. Дети дошкольного возраста должны назвать 6 – 8 предметов к каждому обобщающему слову и, наоборот, уметь назвать обобщающим словом группу предметов (различную мебель, посуду, животных и т.д.).

8

  • Знает ли Ваш малыш, когда так говорят: светлый ум, светлая голова, светлый человек; тёплый взгляд, теплая встреча, теплые тона, теплый разговор; тяжелый характер, тяжелое настроение, тяжелые мысли; золотые руки, золотое сердце, золотая монета и т.д. Дети, не понимающие переносного значения слов, воспринимают речь конкретно и недопонимают смысла текстов и стихотворений. Чаще загадывайте детям загадки, сами пользуйтесь пословицами и поговорками и объясняйте, почему так говорят.

11

  • Умеет ли он подобрать родственные слова (конь–конница–конь–конюх–конюшня; стройка–строитель–перестроить–строительный)? Такое умение позволит ребенку усвоить все правила русского языка в школе.